Наконечник стрелы бронзового века сделан из метеоритного железа, выяснили учёные

Наконечник стрелы, хранящийся в Музее истории Берна в Швейцарии, создан из метеоритного железа, выяснили ученые. Артефакт был найден в XIX веке при раскопках поселения на сваях в Меригене в кантоне Берн. Поселение датируется примерно 900–800 годами до нашей эры и было заселено людьми Урнфилда — культуры позднего бронзового века Центральной Европы.

Это место было обнаружено в 1843 году после того, как уровень воды в озере Биль упал. Это привело к любительским раскопкам, и множество артефактов разошлись по частным коллекциям. В 1873 году правительство Берна  запретило частные раскопки и поручило исследовательской группе провести подробное исследование в этом месте. Археологи обнаружили поселение размером 190 на 120 метров, содержащее следы зданий и мостов, а также многочисленные артефакты бронзового века.

Теперь же исследователи с использованием гамма-спектрометрии, рентгеновской флуоресценции и анализа рентгеновского излучения, индуцированного мюонами (MIXE), показали, что наконечник стрелы из поселения Мёриген был сделан из метеоритного железа IAB.

Результаты анализа показали также, что наконечник частично сделан из алюминия-26 (26Al, Al-26), радиоактивного изотопа, встречающегося в природе только во внеземных объектах. Помимо типичных метеоритных элементов Fe, Ni, Co, Ga и Ge (Cr < 52 ppm, средний предел обнаружения), в них обнаружены также относительно высокие концентрации As и Cu, не характерные для железных метеоритов.

Сравнивая химический состав, ученые предполагают, что материал для наконечника был получен из метеорита Каалиярв во время удара, который произошел около 1500 г. до н.э. в Эстонии и привел к образованию множества мелких фрагментов.

Исследователи также предполагают, что наконечник стрелы может указывать на сеть торговли железными метеоритами к 800 г. до н.э. (или ранее) в Центральной Европе, которые могли торговаться по тем же маршрутам из Балтийского региона, что и янтарь.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science Directs.