Мужчины охотятся, а женщины занимаются собирательством? Большой анализ показывает, что это давнее представление абсолютно неверно

Долгое время считалось, что мужчины — охотники, а женщины — собиратели, но новое исследование показывает, что в культурах охотников-собирателей оба пола были одинаково искусны в охоте.

Международная группа ученых сделала этот вывод, изучив данные десятков научных работ, опубликованных за последние 100 лет и посвященных 63 обществам охотников-собирателей и захоронениям женщин-охотниц со всего мира, включая группы в Северной Америке, Африке, Австралии и Азии, говорится в исследовании, опубликованном в среду (28 июня) в журнале PLOS One.

«Мы читали работы, написанные людьми, которые жили с этими группами и изучали их поведение», — рассказала Live Science соавтор исследования Кара Уолл-Шеффлер, профессор и сопредседатель кафедры биологии Тихоокеанского университета Сиэтла. «Они смотрели на людей и записывали, что они делают».

Из всех исследованных сообществ, в 79% случаев среди них были женщины-охотницы, и их охотничий статус не менялся, когда они становились матерями.

«Женщины обладали множеством различных навыков, и если они видели животное, то убивали его», — говорит Уолл-Шеффлер. «Мы были удивлены тем, что в большинстве групп женщины охотились, и на это не было явного табу».

Исследователи также отметили, что более 70% охотничьих экспедиций женщин были классифицированы как «намеренные», то есть женщины целенаправленно отправлялись на поиски мяса, в отличие от случайных убийств, когда они встречали животных, выполняя другие задачи, например, добывая растения, говорится в исследовании.

Большинство этих женщин-охотниц «целенаправленно выходили на охоту на животных», — сказал Уолл-Шеффлер. «Мы были удивлены тем, что это не просто случайность. Все в их сообществе знали, что они ходят на охоту, и это была их работа».

Кроме того, женщины-охотницы охотились и ставили капканы не только на мелкую дичь, такую как птицы и кролики. Скорее, они были наравне с мужчинами, когда речь шла об охоте на крупную дичь в Америке, составляя примерно 50% охотников на крупных животных, таких как олени и лоси, говорится в исследовании.

«Мы провели повторный анализ захоронений крупных животных из Северной и Южной Америки, в которых люди были погребены с орудиями труда или костями животных, и полученные данные показали, что женщины и мужчины охотились на крупных животных 50/50», — сказал Уолл-Шеффлер.

Так кто же виноват в ошибочной идее, что мужчины были охотниками, а женщины — собирателями?

Уолл-Шеффлер упомянул две книги, которые, вероятно, помогли укрепить эту идею: «Мужчина-охотник» (Aldine, 1968), основанная на симпозиуме этнографов, и вторая книга, вышедшая 15 лет спустя, под названием «Женщина-собирательница» (Yale University Press, 1983).

Целью второй книги было сказать: «Хорошо, мужчины охотятся, но на самом деле охота — не лучший способ получения калорий, потому что она очень непредсказуема», — говорит Уолл-Шеффлер. «Поскольку это так непостоянно, мужчины могут заниматься этим, но на самом деле они не обеспечивают женщин, поскольку женщины приносили свою собственную пищу и не были голодны, потому что они также постоянно собирали».

Но в итоге книги создали «более жесткие гендерные роли, в которых мужчины охотились, а женщины собирали, и это закрепилось», — добавила она. «Нелогично, что если что-то вроде охоты на животных поможет прокормить их общину, то женщины будут игнорировать это. Такое жесткое разделение труда не имеет смысла».

Нет комментариев