Кулинарные традиции доисторических поваров сохранились до наших дней

Археологи объединили анализ ДНК и исследования керамики, чтобы изучить распространение просо по Евразии, проливая свет на то, как региональные кулинарные обычаи сохранились, несмотря на появление новых культур.

Просо, происходящее из Китая, обычно готовилось путем варки и пропаривания, в результате чего получался влажный и клейкий продукт. Однако в Средней Азии зерна обычно перемалывали и пекли в хлеб. Когда было завезено просо, местные жители применили к новому зерну существующие методы приготовления.

«Уже было известно, что основные сельскохозяйственные культуры перемещались на большие расстояния по Старому Свету в доисторические времена, в то время как региональные кухни сохраняли консервативный характер», — утверждает автор доктор Хонген Цзян из Университета Китайской академии наук. «Мы не знали, как эти две противоположные тенденции связаны между собой».

Чтобы разгадать эту тайну, группа исследователей из различных учреждений Китая, Великобритании и США проанализировала ДНК из сохранившихся останков проса в Синьцзяне, Китай, датируемых периодом с 1700 г. до н.э. по 700 г. н.э. результаты которого опубликованы в журнале «Античность» .

«Так же примечательно, как обширные путешествия основных сельскохозяйственных культур по доисторической Евразии, так и непреходящее существование региональных кулинарных культур, получивших эти культуры», — говорит доктор Цзян. «Обычные исследования древней керамики можно объединить с новой наукой о ДНК, чтобы выявить, как они взаимосвязаны».

На клейкость проса веничного влияют определенные вариации генов. Анализируя ДНК образцов зерна, доктор. Гарриет Хант и Дайан Листер из Кью-Гарденс и Кембриджского университета определили, что зерна проса из Синьцзяна лишены генов, которые делают их липкими. Это означает, что по мере распространения просо на запад оно сохраняло нелипкую консистенцию, хотя клейкое просо преобладало в восточном Китае. Таким образом, посевы распространились дальше на запад, чем связанные с ними кулинарные традиции.

Керамические свидетельства подтверждают это: восточно-китайские сосуды, предназначенные для кипячения, имеют треножное основание, а сосуды в Центральной Азии имеют закругленное дно — конструкция, пришедшая к горному Алтаю. Несмотря на то, что просо в Синьцзян было завезено с востока, посуда, в которой его готовили, была с севера, что подчеркивает выживание кулинарных традиций, несмотря на использование новых ингредиентов.

Распространение основных сельскохозяйственных культур на запад, несомненно, изменило рацион населения, которого оно охватило, но укоренившиеся в культуре кулинарные традиции, вероятно, остались неизменными. Доктор Синьи Лю из Вашингтонского университета в Сент-Луисе указывает на параллельную закономерность в противоположном направлении: около 4000 лет назад пшеница отправилась на восток, в древний Китай, но западная традиция измельчения и выпечки не последовала этому примеру. Данные ДНК свидетельствуют о том, что сельскохозяйственные культуры адаптировались к людям, а не наоборот.

Нет комментариев