Кроваво-красные стены римского амфитеатра обнаружены вблизи «Армагеддона» в Израиле

Археологи из Израиля обнаружили кроваво-красную боевую арену в Легио — огромной военной базе, где во II веке размещался «железный» легион Рима.

Военный лагерь и его арена, предназначенная не для театральных представлений, а для боевой подготовки, были обнаружены археологами недалеко от Мегиддо, известного также как Армагеддон, места, где, согласно христианской Библии, начнется битва в конце света.

Римский лагерь возрастом 1800 лет лежит под сельскохозяйственными полями кибуца Мегиддо в долине Джезреэль. Легио был заново открыт в 1998-2000 гг. в ходе предварительных археологических исследований. Раскопки, выявившие периметр военной базы и «принципат», или штаб, и прилегающие к нему сооружения, ведутся с 2010 года.

В ходе раскопок летом этого года группа археологов более тщательно исследовала «Принципию». Эта часть военного комплекса включает в себя административный центр и культовые сооружения. За стенами базы были обнаружены кладбище и амфитеатр, в том числе благодаря инновационной технологии георадара (GPR).

С помощью этого метода исследователи могут неинвазивно обследовать и изучать особенности грунта, в том числе дороги, дворы и здания, используя аппарат, посылающий под землю импульсы высокочастотных радиоволн. Затем команда может составить карту возвращенных импульсов, что позволяет получить представление о том, что находится под землей. Во время сезона 2023 года исследователи под руководством Эйлин Эрненвейн, геолога из Государственного университета Восточного Теннесси, буксировали георадарную систему за автомобилем. Несмотря на достигнутые успехи, около половины территории Legio еще предстоит изучить с помощью георадара и впоследствии раскопать.

В результате раскопок были обнаружены остатки строений и даны их более четкие определения. Так, например, в амфитеатре для боевой подготовки войск были обнаружены остатки уникального декоративного решения — кроваво-красной краски, которой были выложены каменные стены.

«Такого рода амфитеатры — для армии, а не для широкой публики — ранее в регионе не встречались, — рассказал Мэтью Дж. Адамс, содиректор раскопок Legio.

Были обнаружены две разные стены круглой формы, что свидетельствует о том, что в какой-то момент здание подверглось расширению.

Кроме того, команда «обнаружила свидетельства культовой деятельности внутри ворот амфитеатра, включая десятки ламп, которые, возможно, связаны с культом Немезиды», богини возмездия и получения справедливых заслуг, сказал он.

Общая площадь военных укреплений Легио составляет примерно 500 на 400 метров, в них размещалось около 5 тыс. солдат из легиона II Trajana и легиона VI Ferrata. Хайнц-Юрген Бесте, инженер и исследователь греческих и римских зданий в Германском археологическом институте, сообщил Live Science по электронной почте, что расширение амфитеатра указывает на «большую временную преемственность тренировочной площадки», что подчеркивает важность присутствия в Легио хорошо подготовленных военных. Бесте не принимал участия в раскопках.

Кладбище легионеров, расположенное за стенами базы, также является важным объектом изучения в Legio.

По словам Адамса, команда собирает «образцы ДНК, которые помогут нам лучше понять этнический состав легиона. Были ли они преимущественно местными жителями? Были ли они выходцами из дальних уголков империи? Это интересный путь к пониманию состава и практики рекрутирования армии».

Раскопки на базе легионеров в Легио ведутся под руководством Йотама Теппера и Адамса по поручению Регионального проекта Джезреэльской долины и Института Олбрайта в Иерусалиме при поддержке Управления древностей и финансировании Американской археологии за рубежом.