Древнеегипетские гробницы. В статусных захоронениях обнаружены головы крокодилов

Польские археологи, проводившие раскопки Фиванского некрополя в Египте, обнаружили девять голов крокодилов, спрятанных в двух гробницах, принадлежавших высокопоставленным вельможам.

Фиванский некрополь — область в Верхнем Египте на западном берегу Нила, напротив Фив (Луксора). Он использовался для ритуальных захоронений в течение большей части периода фараонов, особенно во время Нового царства.

Открытие было сделано группой археологов из Центра средиземноморской археологии Варшавского университета под руководством доктора Патрика Худзика. Их исследование было опубликовано в журнале Journal of African Archaeology.

С 2013 года группа исследовала две гробницы в некрополе , одна из которых принадлежала «Чети», важному чиновнику времен правления фараона Небхепетры Ментухотепа II (2055–2002 гг. до н. э.), а вторая — анонимному, но высокопоставленному члену, служившему при царском дворе.

Археологи недавно обнаружили в обеих гробницах девять завернутых в ткань голов крокодила. Эти головы не были мумифицированы или подвергнуты каким-либо другим специальным методам консервации.

Доктор Патрик Чудзик рассказал, что это открытие «первое в своем роде».

Черепа принадлежали Crocodylus niloticus — крупному крокодилу, обитающему в пресноводных водоемах Африки.

Доктор Чудзик отметил: «Это совершенно необычное открытие и первое в своем роде в истории исследований в Египте. Мы знаем о многих мумиях крокодилов, которые были найдены вдоль Нила. Все они являются мумиями целых крокодилов, которые были помещены в специально подготовленные катакомбы священных животных, в данном случае крокодилов или священных животных бога Собека».

«В нашем случае все по-другому. Во-первых, в гробницах, где мы работаем, были захоронены только головы, а не целые туловища этих нильских рептилий. Во-вторых, их не мумифицировали, а лишь заворачивали в льняную ткань (в этом есть существенная разница, так как не использовались консерванты). Наконец, останки были найдены в гробницах людей, а не в катакомбах священных животных».

Крокодилам поклонялись в форме бога Собека в Древнем Египте. Собек ассоциируется с нильским или западноафриканским крокодилом и изображается либо как настоящий крокодил, либо как человек с головой крокодила. Собек также ассоциировался с властью фараона, плодородием и военной доблестью, но он также служил защитным божеством с апотропными качествами, особенно для защиты от опасностей Нила.