Конструкторы надежд. Как научный расцвет воплотили в архитектурные новации

Эпоха перемен, начавшаяся в СССР в середине 1950-х годов, нашла отражение во всех сферах жизни советского общества. Политический курс на взаимодействие ученых и власти дал импульс новым свершениям — освоению космического пространства, развитию атомной энергетики, информационных технологий.
Движущей силой процесса обновления стала Академия наук, активно расширявшая число изучаемых направлений и смещавшая акценты на фундаментальные работы.
Период расцвета отечественной науки на фоне перемен в общественной и культурной жизни был замечателен еще и тем, что грандиозные успехи в исследованиях сопровождались формированием новой архитектуры научных комплексов. Монументальная парадность предшествующих лет сменялась на легкие, парящие формы и композиционные приемы с уклоном в модернизм.
В обществе крепло понимание: создание творческой среды для ученых играет важную роль в деле повышения эффективности исследовательского процесса и привлечения в науку молодых талантов. Для строительства академгородков, функциональных и современных институтов, инновационных комплексов в структуре АН СССР был организован специальный Всесоюзный проектный и научно исследовательский институт — ­ГИПРОНИИ.
Сегодня в Российской академии наук решили оживить атмосферу эпохи великих свершений и великих надежд и напомнить о том, как в 1950-1970-х годах создавались предназначенные исследователям новые образцы архитектуры и градостроительства, многие из которых вызывают восхищение и сегодня.
С подачи РАН и при ее активном участии Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В.Щусева подготовил выставку «Конструкторы науки», в экспозициях которой собраны самые яркие творческие находки в сфере строительства специализированных зданий и общественных центров для ученых.
В торжественном открытии выставки приняли участие президент РАН академик Геннадий Красников, глава Российской академии архитектуры и строительных наук Дмитрий Швидковский, представители Федерального собрания РФ, ряда министерств и ведомств.
— Выдающиеся ученые в области архитектуры и строительства пытались найти гармонию с наукой, создать условия, которые способствовали бы эффективному труду исследователей, — отметил, представляя выставку, Геннадий Красников. — Здесь мы видим академгородки, сотни проектов научно-исследовательских институтов, историю сооружения знаменитого здания Президиума РАН на Ленинском, 32А. Это очень важная для нас тема. Проводя там реконструкцию, мы внимательно подходим к тому, как создавался этот комплекс, какая идея заложена в каждом помещении.
Директор Музея архитектуры Наталья Шашкова призналась, что предложенная РАН тема выставки, посвященной 300-летию академии, стала серьезным вызовом для музееведов.
— Проектная и строительная практика эпохи модернизма попала в поле зрения специалистов относительно недавно, поскольку мало удалена от нас во времени, — рассказала Н.Шашкова.
— До настоящего момента системно архитектурой научных учреждений второй половины ХХ века никто не занимался. Мы сделали первый шаг в этом направлении и благодарны Российской академии наук за этот новый опыт. Даже в рамках юбилейных торжеств Академия наук выполняет свою высокую миссию — содействовать приращению научного знания.
Выставка разместилась в залах и проходах главной анфилады музея. Экспозицию открывают запечатленные в живописи, графике, мозаике, скульптуре образы ученого-творца. Живые, эмоциональные произведения передают азарт исследовательской работы, атмосферу свободного научного поиска.
Отдельный зал посвящен эпохе, в которой создавался новый облик советской науки. Первый искусственный спутник Земли, полет Юрия Гагарина, начало работы атомной электростанции в Обнинске, спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин» — эти и другие важные научные открытия и достижения показаны через плакаты, фотографии, архитектуру.
В представленных проектах научных институтов нашло отражение все многообразие советского архитектурного модернизма. Видно, как упорно и настойчиво зодчие искали баланс между индивидуальным и типовым проектированием сложных в функциональном отношении зданий научно-исследовательских институтов, включавших, кроме всего прочего, экспериментальные лаборатории и производственные цеха. Особое внимание уделено комплексу научных сооружений на Нахимовском проспекте, строительство которых показано через графику, чертежи, фотографии, макеты.
Центральный зал выставки освещает долгую и непростую историю рождения главного здания Академии наук — от первых проектов комплекса на Калужском шоссе и последовавших за этим предложений по расширению и реконструкции занимаемого Президиумом РАН дворца в Нескучном саду и до осуществленного варианта.
Создание этого знакового сооружения, сегодня иногда именуемого «золотыми мозгами», наглядно отражает радикальную трансформацию, которую претерпевала архитектура тех лет. Проектирование начиналось с обращения к классическим образцам и через искания раннего советского модернизма пришло к новой монументальности 1970-х годов.
Много внимания уделено архитектуре городов науки, которые должны были стать идеальной средой для работы и жизни ученых. Они были рационально и комфортно организованы, выделялись качеством среды и благоустройства, где важную роль играло сохранение зеленых насаждений.
Помимо научных учреждений здесь, часто по индивидуальным проектам, строились жилье, клубы, больницы. Идеалистические устремления далеко не всегда находили желаемое воплощение в реальности, но сам факт создания наукоградов демонстрировал высокий статус советских исследователей и отводившуюся им ведущую роль в построении нового мира.
История проектирования и строительства Новосибирского Академгородка, Научного центра биологических исследований в Пущино, Центра микроэлектроники в Зеленограде рассказана через макеты, уникальные исторические фотографии и архитектурную графику.
Хочется верить, что в будущих проектах такого направления найдут отражение современные находки зодчих и дизайнеров, отражающие специфику исследовательского процесса. Они продолжают появляться по сей день и становятся новыми символами живых и развивающихся городов науки.
На выставке представлены более 250 предметов из фондов Музея архитектуры им. А.В.Щусева, 22 государственных музейных и архивных собраний, частных коллекций.
Авторам экспозиции удалось передать царивший в обществе и научной среде в середине прошлого века духовный подъем, «схватить» ощущение радости и легкости и одновременно выдать большой объем новой интересной информации об архитектурных особенностях и истории создания уникальных объектов.
Показ продлится до 15 сентября.

Надежда Волчкова
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев