Древние клинописные таблички мгновенно расшифрованы с помощью революционного метода

Новое программное обеспечение с искусственным интеллектом теперь способно расшифровывать трудночитаемые тексты на клинописных табличках практически мгновенно. Вместо фотографий система искусственного интеллекта использует 3D-модели табличек, обеспечивая значительно более надежные результаты, чем предыдущие методы. Это позволяет проводить поиск по содержимому нескольких табличек и сравнивать их между собой. Это также открывает путь к совершенно новым исследовательским вопросам.

В своем новом подходе команда исследователей из Университета Мартина Лютера Галле-Виттенберг (MLU), Университета Иоганна Гутенберга Майнц и Майнцского университета прикладных наук использовала 3D-модели около 2 000 клинописных табличек, в том числе около 50 из коллекции MLU. По оценкам специалистов, в мире до сих пор существует около миллиона таких табличек. Возраст многих из них превышает 5 000 лет, поэтому они являются одними из древнейших сохранившихся письменных документов человечества.

Они охватывают чрезвычайно широкий спектр тем:

«На них можно найти все: от списков покупок до судебных решений». Скрижали позволяют заглянуть в прошлое человечества на несколько тысячелетий назад. Однако они сильно выветрились, поэтому их трудно расшифровать даже опытному глазу», — говорит Хьюберт Мара, доцент MLU.

Это связано с тем, что клинописные таблички представляют собой необожженные куски глины, в которые были вдавлены письмена. Усложняет ситуацию то, что письменность в те времена была очень сложной и включала в себя несколько языков. Поэтому для правильного распознавания символов необходимы не только оптимальные условия освещения, но и большие знания.

«До сих пор было сложно получить доступ к содержимому сразу нескольких клинописных табличек — нужно точно знать, что и где искать», — добавляет Мара.

Технология 3D-моделирования позволяет совершить прорыв

В его лаборатории возникла идея разработать систему искусственного интеллекта, основанную на 3D-моделях. Новая система расшифровывает символы лучше, чем предыдущие методы. В принципе, система искусственного интеллекта работает по тому же принципу, что и программное обеспечение OCR (оптическое распознавание символов), которое преобразует изображения письменных знаков и текста в машиночитаемый текст. Это имеет множество преимуществ. После преобразования в компьютерный текст его легче читать или искать.

«Обычно OCR работает с фотографиями или сканами. Для чернил на бумаге или пергаменте это не проблема. Однако в случае с клинописными табличками все гораздо сложнее, поскольку свет и угол обзора сильно влияют на то, насколько хорошо можно распознать определенные символы», — объясняет Эрнст Штётцнер из MLU.

Он разработал новую систему искусственного интеллекта в рамках своей магистерской диссертации под руководством Хуберта Мара.

Команда обучила новое программное обеспечение ИИ, используя трехмерные сканы и дополнительные данные. Большая часть этих данных была предоставлена Майнцским университетом прикладных наук, который курирует крупный проект по изданию 3D-моделей глиняных табличек. Впоследствии системе искусственного интеллекта удалось надежно распознать символы на табличках.

«Мы были удивлены, обнаружив, что наша система хорошо работает даже с фотографиями, которые на самом деле являются более плохим исходным материалом», — говорит Штётцнер.

Работа исследователей из Галле и Майнца открывает новый доступ к тому, что до сих пор было относительно эксклюзивным материалом, и открывает множество новых направлений для исследований. До сих пор существовал лишь прототип, способный достоверно различать символы двух языков. Однако известно в общей сложности двенадцать клинописных языков. В будущем программное обеспечение может также помочь расшифровать выветрившиеся надписи, например, на кладбищах, которые, как и клинопись, являются трехмерными.

Ученые уже представили свою работу на нескольких всемирно известных конференциях, в частности, на Международной конференции по компьютерному зрению. Несколько недель назад команда получила награду за лучший доклад на конференции по графике и культурному наследию.

Нет комментариев