Не разделять, а собирать. Азербайджанский академик — о снятии барьеров в науке

В 42 года мой собеседник стал руководителем крупнейшего в системе Национальной Академии наук Азербайджана Института геологии и геофизики и возглавляет его уже почти полвека; был академиком-секретарем Отделения наук о Земле, вице-президентом и, наконец, президентом НАНА (2013-2019). Когда я попросил 89-летнего академика Акифа АЛИЗАДЕ (на снимке) подвести краткий и, разумеется, предварительный итог его деятельности на этих постах, он, улыбнувшись, передал мне пакет: «Там все найдете!»

В пакете с наклейкой «Великолепной газете “Поиск”» был двухтомник избранных докладов, выступлений, статей, интервью ученого за период с 2000-го по 2021 годы. Название этой дилогии «Наука Азербайджана: взгляд в будущее» в полной мере отражает кругозор автора, охватывающий как исторические глубины геологии, палеонтологии, стратиграфии и других дисциплин о Земле, так и перспективы развития науки в целом, взаимодействия академии с университетами, безграничного (ибо наука не знает границ) международного сотрудничества.

Тем приятнее было обнаружить в ней три публикации из «Поиска». Первая — «Правило концентрации» — о том, чем азербайджанская наука похожа на российскую (общих черт выявилось гораздо больше, чем различий, и главное сходство, по мнению автора, — ответственность академий за сохранение фундаментальной науки в тех областях знания, где исследования способны выйти на мировой уровень). Вторая — «Завтра начинается сегодня» (по итогам VI Бакинского международного гуманитарного форума) — о взаимодействии науки и власти на примере создания Института биофизики, Ассоциации выпускников азербайджанских вузов и других значимых для республики проектов. Третья — «И мусульмане, и молокане» — представляет мультикультурализм как образ жизни азербайджанского народа. Характерная деталь: публикаций на азербайджанском и русском языках в двухтомнике поровну.
Академик Акиф Ализаде сказал, что рад возможности продолжить разговор с читателями «Поиска». В свою очередь, нам было важно узнать, что сегодня волнует старейшину азербайджанской науки.

— Акиф муаллим, привилегия вашего возраста — возможность многое видеть и сравнивать…
— Вы правы. По большому счету та блестящая наука, которая была в советское и частично в постсоветское время, понемногу уходит в прошлое. На современном этапе нам нужны не отдельные направления науки, а их симбиоз, плотная интеграция. Я давно говорил о необходимости меж- и мультидисциплинарных исследований. Российская наука уже сделала заметные шаги в сторону междисциплинарности. Математика, физика и другие точные науки служат инструментами познания даже в гуманитарной сфере. У нас этот процесс, может быть, чуть запоздал, поэтому наверстываем упущенное, начиная с университетского образования. Не может быть специалистов отдельно по энергетике и по механике, по химии и по материаловедению. Высшая школа должна готовить выпускников, которые, скажем, в биологии применяют методы математического моделирования. Сегодня изучение генома и математика — неразделимые вещи. В нашем институте я организовал лекторий, в работе которого участвуют не только геологи, нефтяники, сейсмологи и другие представители наук о земных недрах, но и генетики, физики, математики. Природа — одна. Это мы, ученые, разделили ее для удобства изучения. Теперь пришло время объединять, и эти объединенные направления обеспечат элемент новизны как в самих исследованиях, так и в обретенных знаниях. Конечно, лучше всего заниматься этим сообща ученым разных стран.

— Знакомый директор академического института в Петербурге, когда я спросил его о перспективах сотрудничества с коллегами из СНГ, выразил сомнение на этот счет. Его резоны: допустим, мы можем обучать в аспирантуре подающих надежды молодых ученых из того же Азербайджана, но если человек по-настоящему талантлив, какой смысл его возвращать? Пусть продолжает работать у нас! Получается, у каждого свой интерес?
— Вам надо было встречный вопрос ему задать! А именно: почему подготовкой национальных кадров занимались институты АН СССР и вузы? Ведь советские научные школы сотнями, если не тысячами, готовили специалистов для союзных республик.

— Наверняка он бы мне ответил: потому что у нас была одна страна!
— Не только поэтому. Но и в силу понимания, что наука интернациональна. В свое время президент советской Академии наук Гурий Иванович Марчук очень правильно говорил, что наука не знает войн и границ. Я вам совсем небольшой секрет открою: наука точно так же, как природа, не принадлежит никому, она — часть мира, часть нашей цивилизации.

В ней не может быть узких суждений, о которых вы упомянули. Я сейчас на связи с институтами Российской академии наук: хочу наших талантливых ребят направить в Институт физики Земли, Геологический институт РАН. Там ждут, говорят: присылайте, выучим. Все равно тот, кого вы подготовили, — воспитанник вашей школы, где бы он ни работал. А наука делается в школах, вы должны это знать!

— Я знаю. Но подготовка кадров — лишь одно из направлений сотрудничества. А вот как соотносится уровень научных исследований в России и государствах СНГ? Насколько ученые могут говорить на одном языке, оперировать одними данными?
— Начну немного издалека. В 1991 году Азербайджан обрел суверенитет, стал развиваться самостоятельно. В 1993-м Гейдар Алиевич Алиев вторично пришел к власти, а еще через год был подписан «контракт века» по разработке нефтяных месторождений республики. И вы не представляете, какой к нам хлынул поток зарубежных специалистов, прежде всего из British Petroleum. На тот момент я уже двадцать лет был директором института и мог убедиться, что по своей квалификации наши им не уступают, что и подтвердилось на протяжении дальнейшего сотрудничества. То есть уровень знаний и компетенций, достигнутый в Азербайджане в советское время, был ничуть не ниже, чем на Западе. Потом у нас появились итальянские, американские, французские компании, и наш институт со своим потенциалом и уровнем исследований был мостиком, позволяющим им входить в нефтяную проблематику Азербайджана. Она ведь не такая легкая. Знать, где залегает нефть на Каспии, и уметь ее добывать — на это были затрачены усилия целых поколений ученых и практиков.

— Среди них были и российские специалисты, например, замечательный инженер и ученый, впоследствии член-корреспондент и Почетный член АН СССР Владимир Шухов!
— Совершенно верно. Так вот, я считаю, что азербайджанская наука, основы которой по ряду направлений были заложены еще в России, а потом в Советском Союзе, жива и дееспособна. Другое дело, что сегодня она не получает нормальной подпитки. Связываю это с явно недостаточным финансированием — 0,14-0,17% от ВВП — и слабостью международных связей, не только с Россией.

Весь вопрос в том, что науке нужно дать немножко больше денег, пока их хватает, чтобы «не умереть с голода», и больше свободы от порочных законодательных ограничений. Образно говоря, если развязать науке руки, она двинется вперед и двинет вперед страну.

— На ваш взгляд, поможет ли в этом недавняя реформа Академии наук Азербайджана?
— В Азербайджане большинство академических институтов, в том числе наш, полгода назад было передано в ведение Министерства образования, которое стало Министерством науки и образования, причем их финансирование осталось на прежнем уровне. Тем самым формально институты стали ближе к университетам, но дальнейшее сближение должно быть органичным, постепенным, ни в коем случае не силовым. Так, я предложил, чтобы руководители отделов наших институтов, члены Академии наук одновременно заведовали кафедрой в том или ином университете. Тогда возникнут система сообщающихся сосудов, взаимный переток молодых ребят, заинтересованных и в учебе, и в лабораторных экспериментах.

Я уже встречался с министром, и, должен заметить, он ведет ра­зумную линию: ничего не разрушая, менять правила игры в плане повышения отдачи от научных исследований, чтобы страна видела результаты либо в виде фундаментальных прорывов, либо реальных прикладных предложений. Я согласен с таким подходом: будем формировать целевые программы, обеспеченные финансированием. Непосредственно институты подчиняются Агентству науки и высшего образования. Другое агентство курирует школы, среднее образование. Будь моя воля, поступил бы немножко иначе, создав Министерство просвещения, как это сделано в России и как в прежние времена было в Азербайджане.

Говоря объективно, перемены обещают позитивный эффект, поскольку у министерства денег больше, чем было у Академии наук (в ее составе теперь лишь институты гуманитарного и социального профилей). А значит, больше возможностей поддержать развитие науки, включая подготовку кадров, в чем она сейчас так нуждается. Еще один ресурс — азербайджанский бизнес, который еще сравнительно молод и, может быть, не до конца осознал значение науки. Без его помощи она не станет в полной мере прикладной. Сотрудничество по хоздоговорам есть, но этого мало. В моем понимании бизнес должен войти в плоть и кровь нашей науки.

По натуре я оптимист и надеюсь, что наши естественно-научные направления приподнимутся, встанут на ноги и рано или поздно Большая Академия наук возродится!

Аркадий Соснов

Фото автора

Нет комментариев