Неожиданное открытие: неизвестный ранее аспект собачьего интеллекта выявили зоопсихологи

Неожиданное открытие: неизвестный ранее аспект собачьего интеллекта выявили зоопсихологи

Симоне Авеццу, жителю Италии, очень быстро стало ясно, что его бордер-колли по кличке Арья обладает неординарными умственными способностями. Когда начался карантин, связанный с COVID-19 и возникла необходимость занять чем-то сообразительного пса, Авецца начал обучать Арью распознаванию названий игрушек. Для этого он прятал их, чтобы собака могла их искать. Как только она усвоила первые названия, обучение пошло быстрее.

В возрасте шести лет Арья, которую зоопсихологи характеризуют как "одаренного ученика в области слов", знает имена хозяев, их знакомых, других собак и примерно 70 игрушек. Благодаря своим способностям Арья помогла выявить ранее неизвестный аспект собачьего интеллекта. Результаты нового исследования, опубликованные в журнале Current Biology, демонстрируют, что Арья и другие собаки с высокой способностью к обучению словам могут обобщать названия категорий на новые предметы с аналогичной функцией, даже если они никогда не слышали конкретное название этого предмета.

У маленьких детей есть способность называть новые предметы, основываясь на их функциональности; например, они могут назвать и кружку, и детский поильник, и чашку с блюдцем просто «чашкой». Некоторые шимпанзе и бонобо, обученные языку, тоже умеют классифицировать предметы по функциям. Но обнаружение такого навыка у собак – вида, эволюционно более далекого от человека, стало неожиданностью.

Для проверки этой способности специалисты отобрали десять талантливых собак со всего мира, которые хорошо обучались словам. Хозяевам дали восемь новых игрушек, предназначенных для двух функций: тянуть или приносить. Игрушки случайным образом разделили на группы, а внешний вид не давал подсказку, для какой игры они предназначены. Хозяева должны были знакомить собаку с одной игрушкой, давая команды: "Тяни" или "Приноси", и следить чтобы игрушка использовалась только для соответствующей игры. Видеозаписи этих взаимодействий отправлялись исследователям.

В течение месяца хозяева знакомили собак с игрушками и их названиями. Затем в онлайн-формате проверялось, усвоила ли собака названия. Три собаки не смогли успешно справиться с заданием, но семь показали, что помнят слова «тянуть» и «приносить», и их перевели к следующему этапу – проверке, смогут ли они применять эти названия по отношению к другим игрушкам.

На этом этапе хозяевам давали восемь новых игрушек, также предназначенных для перетягивания или принесения. Но теперь нужно было просто играть с собакой, не называя игрушки. Собака должна была сама установить связь.

Новые игрушки предлагались попарно, и после каждой недели игр проводились тесты. Пару новых игрушек помещали в комнату, где уже лежали восемь знакомых, и хозяева просили принести определенные игрушки – как старые, так и новые, называя их «тянуть» или «принести».

Несмотря на то, что собаки не слышали новых названий игрушек, они в двух третях случаев выбирали правильные. Некоторые четвероногие показали результаты лучше других, например, уже знакомая нам Арья правильно выбирала в 79% случаев.

По мнению зоопсихологов это значит, что собаки используют названия предметов подобно людям, то есть для них слова имеют значение, применимое и к другим предметам с той же функцией.

Выборка из семи собак невелика, но обнаружение этой способности даже у некоторых питомцев говорит о многом, считают специалисты. Возможно, не все собаки обладают этой способностью, но «можно сказать, что собаки потенциально способны на это», отмечается в публикации. Особенно интересно обнаружить эту способность у собак, учитывая их долгую адаптацию к жизни рядом с людьми.

Изображение: фрипик

Малоизученное восстание. Археологи обнаружили подтверждения мятежа против Римской империи
Артефакт возрастом 3300 лет. Археологи обнаружили аксессуар древнеегипетских "полицейских"