Селекция ускорила распространение лошадей. Ученые нашли доказательства

Международный коллектив ученых, включая исследователей из Сибири, установил, что распространение домашних лошадей началось около 4200 лет назад благодаря целенаправленной селекции. Это открытие знаменует новый этап в истории человечества, обеспечивая мобильность и ускоряя коммуникации между народами Евразии.

Одомашнивание лошадей дало людям беспрецедентную мобильность и стимулировало взаимодействие между народами Евразии. Исследование, проведенное международным коллективом ученых под руководством профессора Людовика Орландо, директора центра антропобиологии и геномики в Тулузе, помогло уточнить, как и когда происходила доместикация лошадей.

«Ранее Людовик Орландо вместе с коллегами установили, что в истории человечества доместикация лошадей происходила дважды. Сначала были одомашнены кони, родственные лошадям Пржевальского. Их условно обозначили Dom1. Такой результат показало изучение археологических памятников ботайской культуры на территории северо-восточного Казахстана»

— Алексей Тишкин, заведующий кафедрой археологии, этнографии и музеологии Института истории и международных отношений Алтайского государственного университета.

Лошадь в долине р. Чулышман, Республика Алтай Автор фото: Диана Хомякова.

Для исследования были собраны данные ДНК 475 древних лошадей, а также 77 современных особей 40 домашних пород и 6 лошадей Пржевальского. Проведенные анализы показали, что широкое распространение домашних лошадей началось около 2200 года до нашей эры. Исследователи обнаружили, что люди рано начали манипулировать воспроизводством лошадей.

«Были получены доказательства, что быстрое и широкое распространение лошадей Dom2 — это результат целенаправленной селекционной работы. Заводчики настолько хорошо контролировали размножение домашних лошадей, что почти вдвое сократили временной интервал между двумя поколениями — с 7,4 до 3,5 года»

Людовик Орландо, директор центра антропобиологии и геномики в Тулузе.

Авторы статьи также обсуждают культурный ландшафт использования домашних лошадей, связывая его с распространением индоевропейцев. Терминология, связанная с лошадьми, является основой всех индоевропейских языков.

Исследование подтвердило, что процесс одомашнивания лошадей Dom1 в энеолитической ботайской культуре Казахстана происходил за тысячу лет до распространения лошадей Dom2 по Евразии. Этот факт доказывает, что лошади Dom2 вытеснили ботайские популяции.

Кроме того, ученые разработали метод мониторинга процесса размножения, который можно использовать при изучении других животных.

«В этой работе использовали два метода определения времени поколения. Первый метод количественно определяет число поколений, необходимое для накопления мутаций относительно внешней группы. Второй метод оценивает количество поколений от последнего общего предка всех анализируемых лошадей»

Мария Куслий, научный сотрудник лаборатории цитогенетики животных Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН.

Исследователи планируют продолжить изучение древних азиатских лошадей и других нерешенных вопросов, связанных с одомашниванием и распространением лошадей Dom1 и Dom2.