Самая маленькая лягушка в мире

В лесах Бразилии исследователи обнаружили потенциально самое маленькое в мире позвоночное: Brachycephalus pulex, блошиную жабу с уникальными анатомическими особенностями, обусловленными ее крошечным размером. Длина взрослых самцов составляет всего 7,1 миллиметра. Однако, среда обитания этого вида находится под угрозой.

В 2011 году исследователи отправились на поиски в южную часть штата Баия, Бразилия. Они наткнулись на существо настолько маленькое, что сначала подумали, что это новый вид жаб. Однако, при ближайшем рассмотрении выяснилась удивительная истина: это не жаба, а лягушка.

Во время недавней вылазки в холмы Атлантического тропического леса Бразилии эколог Марсио Пи был готов оставить свою исследовательскую экспедицию. Его окружали десятки блошиных жаб, но услышать их характерное стрекотание он мог только тогда, когда останавливался на 15 минут и оставался совершенно неподвижным.

Эти лягушки, возможно, самые маленькие позвоночные в мире — размером примерно с рисовое зерно. Они окрашены в темно-коричневый цвет, такой же, как и листовая подстилка, под которой они живут в облачных лесах на большой высоте над уровнем моря. И хотя их брачные призывы удивительно громкие для такого маленького существа, они затихают, когда чувствуют шаги поблизости, которые могут быть похожи на грохот землетрясения.

Однажды я заснул, ожидая, когда они начнут издавать звуки. Потом они начали звучать во сне, и я проснулся».

— Марсио Пи, эколог из Университета Эдж-Хилл в Великобритании

Когда он наконец нашел блошиных жаб, Пи заметил нечто странное. Испугавшись, они могли прыгать, как другие лягушки, но не могли удачно приземлиться, часто падая на лицо или спину.

Мы заметили, насколько неуклюжи эти лягушки».

— Марсио Пи

В среднем двум исследователям из команды Пи требуется около четырех-пяти часов, чтобы поймать одну жабу. «Это очень неприятно», — говорит Марсио. «Вы слышите, как они зовут, их десятки, а вы просто не можете их поймать».

На данный момент ученые зарегистрировали 38 видов блошиных жаб, но их число постоянно растет. Представители рода обитают в бразильских атлантических тропических лесах — экосистеме, находящейся под угрозой исчезновения и обладающей огромным биоразнообразием, которая за последние десятилетия потеряла огромные площади обитания из-за деятельности человека.

Лягушки развивались на так называемых небесных островах, то есть встречаются только на определенной высоте. Горы и горные хребты разделяли разные популяции на протяжении стольких тысячелетий, что они эволюционировали и превратились в разные виды. Каждая новая гора или группа гор имеет свой собственный вид, говорит Марсио.

Блошиные жабы часто отличаются друг от друга по цветовому рисунку на коже — некоторые из них ярко-оранжевые, что дало им еще одно название: тыквенные жабки.

Компьютерная томография образцов блошиной жабы показала, что у них самая маленькая вестибулярная система из всех известных на сегодняшний день позвоночных, которой, вероятно, недостаточно чтобы хорошо работать.

Это одни из самых интригующих лягушек, которых я когда-либо изучал. Нам еще многое предстоит изучить».

— Марсио Пи

Потеря равновесия — не идеальный вариант, особенно если вы высоко прыгаете, как жабы. Но, скорее всего, это эволюционный компромисс за те преимущества, которые они получили, став такими маленькими.

Они развиваются не так, как большинство земноводных, — вылупляются во взрослую форму прямо из яиц, а не проходят через стадию головастика. Кроме того, они утратили много пальцев на ногах по сравнению со своими эволюционными родственниками.

В общем, они ходят по лесу, показывая всем средний палец».