Реликтовый отряд. Предков голожаберных моллюсков изучили специалисты МГУ

Исследователями Зоологического музея МГУ проведено первое полное молекулярно-генетическое исследование реликтового отряда моллюсков  плеуробранхид — предков  голожаберных моллюсков. Результаты работы опубликованы в «Zoological  Journal  of  the  Linnean  Society».

Плеуробранхиды  (Pleurobranchida),  по-другому  именуемые  также  «нотаспиды»,  –  реликтовый  в  современной  биосфере  отряд  моллюсков,  насчитывающий  всего  около  100  видов.  Эти  морские  обитатели  являются  непосредственной  эволюционной  предтечей  всего  разнообразия  известных  многим  любителям  дайвинга  голожаберных  моллюсков,  число  которых  исчисляется  тысячами  видов.

Взрослые  голожаберные моллюски не имеют раковины – характерного элемента строения  моллюсков,  тогда как у большинства плеуробранхид раковина есть. Голожаберные  моллюски  утратили  раковину  в  ходе  своей  эволюционной  истории и выработали другие способы защиты (в основном химические), что  дало все известное ныне разнообразие их цветов и форм.

В  ходе формирования отряда голожаберных моллюсков  дорид  (Doridida) исходная  боковая  жабра  плеуробранхид переместилась на спинную сторону с образованием особой жаберной полости и жаберного  кольца,  тогда  как  у  предков  настоящих  голожаберных  моллюсков  (Nudibranchia), первичная жабра  полностью исчезла. Именно поэтому  эволюционные  исследования  отряда  Pleurobranchida  так  интересны.  Тем не менее вплоть до настоящего времени исследования эволюционной  истории  плеуробранхид,  объединяющие морфологические и молекулярные данные всего разнообразия этого отряда моллюсков,  отсутствовали.

В  новом  исследовании, которое  было выполнено  российскими  экспертами  по  голожаберным  моллюскам:  ведущим  научным  сотрудником  Зоомузея  МГУ  Александром  Мартыновым  и  ведущим  научным  сотрудником  Института  биологии  развития  РАН  Татьяной  Коршуновой  совместно  с    зарубежными  коллегами,  были  получены новые данные по эволюции и систематике отряда  Pleurobranchida.

Впервые  были  получены  молекулярно-филогенетические  доказательства,  что  загадочный  Антарктический  род  Tomthompsonia,  единственный  среди  плеуробранхид  обладающий  во  взрослом  состоянии  спиральнозавитой  раковиной,  филогенетически  является  самым  базальным  среди  всего  отряда  Pleurobranchida.

• Александр Мартынов, ведущий  научный  сотрудник  Зоомузея  МГУ

На  основе  новых  данных  было  выделено  новое  семейство  Tomthompsoniidae и новое надсемейство  Tomthompsonioidea.  Выделение  одновременно нового семейства  и  надсемейства  является  редким  событием  в  систематико-эволюционных исследованиях, что придает данному  исследованию  особую  важность.

Кроме  того,  открытый  ранее  Александром  Мартыновым  и  обоснованный  по  морфологии  отдельный  род  и  вид  плеуробранхид  Boreoberthella  augusta,  в  новом  исследовании  впервые  был  изучен  с  применением  молекулярно-генетических  маркеров.  В  результате  оказалось,  что  традиционный  род  плеуробранхид Berthella  парафилитичен,  и  часть  видов,  которые  ранее  входили  в  него,  теперь  отнесены к Boreoberthella  (например  Boreoberthella  californica),  а  ряд  других  видов  –  к  новому  роду Tomoberthella.

Новое исследование является первой работой, в которой с помощью  современных  методов  проанализирована  эволюция  реликтового  отряда  Pleurobranchida,  что  закладывает  основы  для  дальнейших  исследований  эволюционной  истории  и  биоразнообразия  животных.

Изображения: пресс-служба МГУ