Тренировки и микробиом. Найдена неожиданная связь между типом упражнений и бактериями в кишечнике

Тренировки и микробиом. Найдена неожиданная связь между типом упражнений и бактериями в кишечнике

Исследования показывают, что состав полезных бактерий в кишечнике может варьироваться в зависимости от уровня физической активности, силы и выносливости. Понимание того, как организм реагирует на тренировки, является важным шагом к созданию индивидуализированных диет и тренировочных программ, основанных на микробиомном профиле.

Кишечный микробиом играет ключевую роль в том, как организм реагирует на физические нагрузки, влияя на уровень воспалительных маркеров и выработку метаболитов. У профессиональных спортсменов, как правило, наблюдается более разнообразный микробиом, что, согласно исследованиям, может способствовать лучшим спортивным достижениям. Однако влияние различных видов физической активности на состав микробиома остается недостаточно изученным.

В недавнем исследовании, проведенном учеными из Малопольского центра биотехнологий Ягеллонского университета и Академии физического воспитания и спорта в Гданьске, были проанализированы различия в микробиоме кишечника между людьми, занимающимися силовыми и выносливостными тренировками, и теми, кто ведет активный образ жизни в рекреационных целях.

Участники прошли два теста на физическую нагрузку. Один из них — это высокоинтенсивный анаэробный тест Вингейта, который предназначен для оценки анаэробной мощности организма. Он включает в себя максимальное вращение педалей в течение 30 секунд на специальном велоэргометре. В данном исследовании использовалась модифицированная версия теста, где участники выполняли два 30-секундных спринта с 30-секундным перерывом, что создавало значительную метаболическую нагрузку. Вторым тестом был аэробный тест Брюса на беговой дорожке, где нагрузка постепенно увеличивалась.

«Более детальный анализ показал, что треть бактерий была уникальна для каждой из исследуемых групп. Это может свидетельствовать о тонких различиях в кишечной среде, которые могут быть связаны с преобладающим типом физической активности», — сообщила автор исследования, доктор Кинга Гуминьска-Лисовска из Университета физического воспитания и спорта имени Енджея Снядецкого в Гданьске.

Спортсмены, занимающиеся выносливостью, продемонстрировали более высокие уровни бактерий Blautia, которые влияют на пищеварение, иммунную систему и массу тела. У них также было больше бактерий, способствующих расщеплению клетчатки, что может улучшать производительность за счет более эффективного извлечения энергии из пищи.

Кроме того, у участников с наивысшими показателями VO₂max (максимальное количество кислорода, которое организм может использовать) было обнаружено больше пробиотических бактерий рода Bifidobacterium, таких как B. longum и B. adolescentis, что может указывать на их положительное влияние на аэробную работоспособность.

В группе силовых атлетов после теста Вингейта наблюдалось значительное увеличение уровня бактерий Alistipes communis, которые, как предполагается, участвуют в регуляции воспалительных и метаболических процессов, хотя их биологическая функция еще не полностью изучена.

У участников, занимающихся силовыми тренировками, было выявлено большее разнообразие пробиотических бактерий по сравнению с любителями.

Во втором исследовании, опубликованном в журнале Scientific Reports, ученые объединили данные о микробиоме кишечника с сывороточными биомаркерами, чтобы исследовать физиологическую реакцию организма на различные виды упражнений.

Это исследование стало продолжением предыдущего, дополненного анализом определенных маркеров воспаления, окислительного стресса и восстановления мышц.

Выяснилось, что как анаэробные, так и силовые тренировки вызывают характерные биохимические изменения в организме, которые становятся заметными в течение 6–24 часов после выполнения упражнений. Более того, микробиом может оказывать влияние на эти физиологические реакции.

Новый тип шиллинга. Уникальная англосаксонская монета обнаружена в Восточной Англии
В Иране найдены останки самого древнего человека в регионе. Их возраст составил 700 тысяч лет