Наличие характерных для нездоровья звуков, таких как кашель или шмыганье носом, способно отвлекать от учебного процесса, даже если человек не отдает себе в этом отчета. Согласно исследованию, проведенному учеными из Университета штата Нью-Йорк, успеваемость студентов, подвергавшихся воздействию подобных звуков во время занятий и контрольных работ, оказалась в среднем на 17% ниже по сравнению с теми, кто учился в спокойной обстановке.
По мнению исследователей, это связано с функционированием поведенческой иммунной системы – эволюционно обусловленного механизма, направленного на избежание потенциальных источников инфекции. Даже при отсутствии реальной опасности, мозг переключает внимание на сигналы, воспринимаемые как "опасные", что негативно сказывается на способности к обучению.
«Люди могут бессознательно уделять больше внимания признакам болезни в окружающей среде, потому что это помогает избежать потенциальной угрозы. Но такая перераспределенная концентрация внимания может происходить за счет снижения внимания к другим задачам — например, учебным», — объяснила ведущий автор исследования Кэри Фицджеральд (цитата по Газете.ру).
Примечательно, что участники эксперимента не находили звуки, ассоциирующиеся с болезнью, более неприятными, чем нейтральные шумы, например, звук ключей. Тем не менее именно "болезненные" звуки оказывали заметное негативное влияние на результаты обучения.
Авторы предполагают, что в реальных учебных классах эффект может быть еще более выраженным, и планируют провести дополнительные исследования для изучения влияния визуальных и слуховых признаков заболеваний на внимание и память.
Результаты исследования опубликованы в журнале Evolutionary Psychological Science (EPS).
Изображение: фрипик


