Опасность на фруктах. Технология SERS поможет выявить скрытые пестициды

Новый метод, разработанный учеными, позволяет выявлять даже самые низкие уровни пестицидов на продуктах питания. Это может кардинально изменить подход к обеспечению безопасности пищевых продуктов, учитывая недостатки нынешних методов.

Пестициды и гербициды, используемые для повышения урожайности и защиты растений, играют ключевую роль в мировой продовольственной безопасности. Однако их присутствие на продуктах питания вызывает серьёзные опасения, так как эти химические вещества могут попадать в организм человека. Это создаёт необходимость в развитии точных аналитических методов, способных обнаруживать даже малейшие следы этих веществ.

Исследователи, опубликовавшие свои выводы в журнале Nano Letters, предложили новый способ выявления пестицидов на продуктах. Этот метод основан на поверхностно-усиленной рамановской спектроскопии (SERS), которая позволяет точно идентифицировать химические вещества на поверхности продуктов, используя усиленные сигналы света. SERS становится популярным в качестве неразрушающего метода, способного обнаруживать малые концентрации вредных соединений.

Чтобы улучшить чувствительность метода, учёные создали специальную мембрану, покрытую наночастицами серебра. Эта гибкая и практически прозрачная плёнка, изготовленная на основе целлюлозы, позволяет усиливать сигналы, что делает SERS ещё более эффективным. В ходе испытаний на различных продуктах, таких как яблоки, огурцы и креветки, мембрана показала высокую точность в выявлении пестицидов, даже после их мытья.

«Даже низкие концентрации пестицидов были обнаружены с помощью SERS, что подтверждает его эффективность».

• ACS Nano Letters, исследовательская группа

Особенно важно, что метод SERS позволяет выявлять загрязнения не только на поверхности фруктов, но и через кожуру, что делает его универсальным инструментом для контроля качества продуктов. Этот подход уже продемонстрировал свои преимущества при работе с различными типами продуктов и может сыграть ключевую роль в обеспечении безопасности пищевых продуктов в будущем.