Исследование микробиома кишечника. Как предсказать развитие серьезных инфекций?

Исследователи из Амстердамского университетского медицинского центра и Университета Турку в Финляндии изучили влияние кишечной микробиоты на риск развития серьезных инфекций. Наблюдения за более чем 10 000 человек в течение шести лет выявили связь между составом микробиома и частотой возникновения инфекционных заболеваний.

В течение шестилетнего исследования более 600 участников столкнулись с тяжелыми инфекциями, в некоторых случаях приводящими к летальному исходу. В начале исследования у этих людей было обнаружено, что в их кишечной флоре содержалось меньше бактерий, продуцирующих бутират. Бутират — это масляная кислота, положительно влияющая на иммунную систему мышей. Ранее отмечалось, что у людей с серьезными инфекциями количество этих бактерий также снижено.

«Мы не знали, является ли менее здоровая микрофлора кишечника следствием острой инфекции и ее лечения или же в таком микробиоме всегда было меньше бактерий, продуцирующих бутират».

• Боб Куллберг, аспирант

Ученые решили выяснить, оказывает ли бутират такое же благоприятное влияние на иммунную систему человека, как и на иммунитет мышей. В ходе исследования они проанализировали образцы кала более 10 000 человек, изучив 16 видов бактерий, вырабатывающих бутират при ферментации пищевых волокон. Важно отметить, что люди не способны самостоятельно переваривать клетчатку, в отличие от этих бактерий.

Результаты показали, что у 602 пациентов, госпитализированных в течение шести лет наблюдения, в кишечнике было значительно меньше бактерий, вырабатывающих бутират, по сравнению с другими участниками исследования.

«Мы увидели, что у людей, в кишечнике которых на 10% больше этих бактерий, шанс заболеть инфекцией снижается на 15-25%. Таким образом, микробиом участвует в инфекциях за пределами кишечника, таких как инфекции легких и мочевого пузыря».

• Боб Куллберг, аспирант

Анализ также учитывал возраст участников, историю применения антибиотиков и наличие основных заболеваний, которые могут влиять на состав кишечной микробиоты и риск развития инфекций. Таким образом, ученые пришли к выводу, что бутират улучшает защиту от инфекций вне кишечника.

Это открытие подчеркивает важность здорового микробиома и открывает новые возможности для прогнозирования риска серьезных инфекций у каждого человека. Однако остается нерешенным вопрос, почему у одних людей больше бактерий, вырабатывающих бутират, чем у других.

Исследователи также подчеркивают необходимость дальнейших исследований, чтобы понять, можно ли увеличить количество бутирата с помощью диеты или пробиотиков, что потенциально поможет предотвратить серьезные инфекции в будущем.

«Необходимы дальнейшие исследования, чтобы выяснить, как мы можем увеличить количество бутирата с помощью диеты или пробиотиков, чтобы предотвратить серьезные инфекции».

• Йост Вирсинга, профессор