Спасти красоту. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет историю подвига

Спасти красоту. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет историю подвига

Выставка «Подвиг музея», организованная Государственным музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина совместно с Государственным Русским музеем, открылась сегодня в знаменитом здании на Волхонке. Экспозиция приурочена к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и посвящена сотрудникам ГМИИ, спасшим в военные годы уникальную коллекцию музея, а также всем, кто продолжает защищать искусство, и прежде всего нашей современнице Анне Андреевой, сотруднице Краеведческого музея в Судже.

Проект, рассказывающий о том, как выжил в 1941-1945 годах один из главных музеев страны, состоит из трех разделов. В первом, устроенном в торжественном Белом зале, создана инсталляция из хранящихся в ГМИИ слепков с произведений мировой скульптуры. Летом 1941 года и осенью 1942-го свыше 108 тысяч единиц хранения были отправлены из музея в эвакуацию, а 267 тысяч остались в московском здании, где в результате вражеских авианалетов оказалась разрушена стеклянная крыша, пострадали системы отопления и электроснабжения. То, как старались обезопасить экспонаты, в том числе передвигая их поближе к стенам, и позволяет представить «галерея» слепков.

На противоположной стене развернута экспозиция из живописных работ, предоставленных Русским музеем. Выполненные художниками блокадного Ленинграда, они были показаны в ГМИИ на выставке 1942 года. В рамках нынешнего проекта воссоздана и состоявшая из работ художников XVIII-XIX веков экспозиция «Героическое прошлое русского народа», которая была показана в музее в 1941 году. Эти картины и графические листы напоминают о том, что творчество и знакомство с ним всех, кто стремится к прекрасному, продолжались даже в суровые военные годы.

Второй раздел выставки повествует о повседневной жизни сотрудников музея во время войны, которые, несмотря на голод и холод, переносили в надежные места экспонаты, убирали залы, устраивали научные сессии, на которые приглашали коллег из других музеев, отмечали дни рождения музея и друг друга, даже вели кружок по изучению иностранных языков. В представленных здесь, во втором разделе, дневниках и письмах сотрудников они живо и нередко с юмором описывают свои тогдашние будни.

Наконец, в третьем разделе в витринах, в их ячейках, напоминающих о ящиках, в которых эвакуировали произведения искусства, выставлены несколько экспонатов из тех, что тогда совершили «путешествие» на восток страны. Здесь же представлена серия художественных снимков, сделанных в 1944 году русским и советским мастером пиктореализма Николаем Свищовым-Паолой. По его фотографиям можно судить о том, каким разрушениям подвергся музей и как проходил процесс его восстановления и возвращения к прежней жизни.

«Искусство нуждается в защите, но оно и само спасает, – рассказала корреспонденту "Поиска" Ольга Галактионова, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина. – Когда вокруг страдания и смерть, именно искусство продолжает нести свет. Вот мы воссоздали в рамках экспозиции выставку 1942 года, прошедшую в один из самых тяжелых периодов Великой Отечественной войны. Люди продолжали устраивать выставки, люди продолжали на них ходить. Искусство – одна из несущих конструкций человеческого общества. Во время Великой Отечественной войны искусство продолжало жить и также прокладывало путь к победе».

Ирина Кравченко
Фото автора

Поразительно неумелый ИИ: почему даже лучшие ИИ еще не умеют «читать» окружение как человек
В раннем голоцене. Специалисты выяснили, чем могла быть вызвана неолитическая революция