В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка «От рассвета до заката. Византийские монеты из коллекции Г.А. Щетинина». Небольшая экспозиция, расположившаяся на Белом полу в главном здании музея включает наиболее сохранную и представительную часть собрания знаменитого нумизмата: золотые монеты Византии, созданные в период от времени правления Константина Великого (306–337) до эпохи одного из последних византийских императоров Иоанна VIII Палеолога (1425–1448).

Представленные на выставке солиды (от латинского solidus «твердый», «прочный»), полновесные золотые монеты, введенные при императоре Константине Великом, происходят из личной коллекции Герольда Александровича Щетинина. Он родился в 1928 году и с самого детства собирал старинные монеты — сначала русские, а затем и других стран и эпох. После Великой Отечественной войны, во время которой он служил разведчиком на Северо-Кавказском фронте, Герольд Александрович продолжил занятия нумизматикой, и в 1968 г. по его инициативе было возрождено Московское нумизматическое общество. Одна из важнейших заслуг Щетинина состоит в том, что он переопределил образ нумизмата как человека, заинтересованного только в прибыли, и придал ему нравственное и воспитательное значение. Он вернул к жизни не только регулярные встречи и обсуждения, но и издания трудов нумизматического сообщества, которые до сих пор актуальны для специалистов по нумизматике, причем не только коллекционеров, но и музейных и научных работникам.

В марте 2023 г. Щетинин принял решение передать свою коллекцию, насчитывавшую более 2700 памятников нумизматики, в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. По словам куратора выставки, заведующего отделом нумизматики ГМИИ Сергея Анатольевича Коваленко, нумизматическая коллекция является старейшей в музее и входит в число трех крупнейших коллекций в стране. Изначально она принадлежала Московскому Императорскому университету и носила имя Мюнцкабинета, буквально «кабинета монет» (от немецкого Münz «монета»). В середине XIX века он вместе с другими коллекциями вошел в состав Музея изящных искусств и древностей, созданного к столетнему юбилею Университета. Его формирование осуществлялось благодаря пожертвованиям выпускников, которые считали своим долгом отблагодарить свою альма-матер. Традиция пожертвований сохраняется и в наше время, примером чему служит дар Герольда Щетинина.

Экспозиция демонстрирует не только качество византийских золотых монет, за которым тщательно следили правители, но и позволяет проследить стилистические изменения в изображениях, помещенных на обеих сторонах монеты, и их композиции. Византийцы отходят от портретного сходства, характерного для римской эпохи, и сосредотачиваются на символизме царского образа. Его неизменными спутниками становятся держава и скипетр, образы Христа и Богоматери, Голгофского креста. Великолепная сохранность монет позволяет разглядеть мельчайшие подробности, вплоть до волос в бороде императора Фоки (602–610).


