Сегодня в Государственном Эрмитаже для посетителей открылась выставка, посвященная значимому элементу мусульманской культуры — как в философско-религиозном и поэтическом, так и в профанном понимании — светильникам. Свет и различные предметы освещения в исламском мире, наряду с выполнением практической, бытовой функции, несут на себе глубокий теологический смысл, что свойственно мусульманского искусство в целом: сочетание религиозного символизма и утилитарность.
В культуре мира ислама свет — великий символ божественного откровения… стеклянная лампа стала визуальным символом ислама, аналогичным кресту в христианстве.
- Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа
Вокруг этой идеи выстраивается концепция выставки «Светильники на мусульманском Востоке», подчеркивающая неразрывную связь прикладного и изобразительного искусства с философией и поэзией Востока. Недаром в экспозицию вошли не только светильники, но и различные изображения: в книжных миниатюрах, орнаменты на коврах и тканях и даже фигуры, вырезанные на надгробных камнях. Особое внимание уделено предметам с выгравированными стихами, относящимися к явлению так называемой «функциональной» поэзии — когда предмет и украшающий его текст формируют единый духовный образ.


Выставка насчитывает свыше 70 предметов из коллекций Эрмитажа, Института восточных рукописей РАН и Фонда Марджани. Светильники представлены во всем материальном и стилистическом многообразии: металл, стекло, керамика, инкрустация, эмаль. Самые древние предметы относятся к VII веку и происходят из домусульманского Египта, указывая на влияние и преемственность исламского и византийского прикладного искусства, а самые поздние – к XX столетию. Широкий географический спектр, как видно из названия выставки, охватывает территории от западной Азии до Индии.
Среди ключевых экспонатов — стеклянные лампы эпохи мамлюков XIII–XIV вв., украшенные эмалями и надписями в честь эмиров и султанов; редкие светильники с резервуарами из мавзолея Ходжи Ахмада Ясави в Туркестане, изготовленные по приказу Эмира Тимура, более известного как Тамерлан; миниатюры из рукописей «Макам» аль-Харири и «Хамсе» Низами, где светильники предстают в бытовом и сакральном контексте.
Экспозиция устроена по типологии и функциям осветительных приборов — от массивных люстр и подвесных ламп для мечетей до напольных «торшеров» и домашних чирагов или сирачей – масляных светильников, напоминающих западные изображения пресловутой лампы Аладдина (прим. ред.: слову, эта история из «Тысячи и одной ночи», как и прочие, наиболее известные сказки, не входила в оригинальный сборник на арабском языке, а, скорее всего, была выдумана французском писателем Антуаном Галланом, благодаря которому история о халифе Шахриаре и Шахерезаде обрела столь большую популярность на Западе). Таким образом, зритель погружается в архитектурную вертикаль освещения мусульманского пространства — от куполов мечетей до уединённых ниш жилищ. Некоторые светильники продолжают использоваться до сих пор. Уникальный пример — люстры с надписями XII–XIII веков, в которые в XX веке была проведена электропроводка.



Отдельное место в выставке занимает тема культурного взаимодействия. Представлены христианские светильники VI–VII вв., найденные на территории Византии и Коптского Египта, чьи формы и декоративные приёмы послужили основой для мусульманской традиции. Выставка демонстрирует, как исламское искусство впитывало и перерабатывало наследие покорённых культур — от античного Средиземноморья до Сасанидского Ирана.
Выставка организована Эрмитажем в сотрудничестве с Институтом восточных рукописей РАН и Фондом Марджани. Кураторами стали доктор филологических наук Антон Притула и научный сотрудник Анна Моисеева. К мероприятию готовится научный каталог, включающий подробное описание всех экспонатов и результаты новых исследований.
Выставка открыта до 9 ноября 2025 года и доступна по входному билету в Главный музейный комплекс.


