Как в 2024 году будет выстроена система обеспечения и управления в научных институтах и вузах, подведомственных Министерству науки и высшего образования? На каких целях и задачах в сфере финансово-экономической политики их администрациям необходимо сосредоточиться? Изменятся ли индикаторы и показатели, на которых строится оценка эффективности управления учреждениями?
На эти вопросы руководители министерства ответили на проведенных по удаленке в конце декабря семинарах для управленцев вузов и НИИ. Чиновники рассказали о запланированных мероприятиях и ясно дали понять, что продолжат регулировать организационные «настройки» учреждений.
Для административно-управленческого персонала (АУП) подведомственных Минобрнауки организаций наступивший год выдастся непростым.
Один из семинаров был посвящен такой животрепещущей теме, как распределение между организациями дополнительной финансовой поддержки для достижения целевых показателей заработной платы. Средства на выполнение указа президента 2012 года о доведении средних зарплат ученых до 200% от среднерегиональных (в учреждениях их называют «допами») традиционно выделяют в конце года, и в организациях их с нетерпением ждут. Сколько будет дано в целом и кому что достанется, неизвестно до последнего. Это своего рода новогодний сюрприз — подарок под елочку.
Министр Владимир Фальков и замминистра Андрей Омельчук представили объемы финансовой поддержки, объяснили подходы к распределению дополнительных средств и приоритетные направления их использования, а также изложили позицию Минобрнауки по поводу политики учреждений в сфере оплаты труда.
Стоит отметить, что мониторинг выполнения дорожной карты по оплате труда министерство ведет в непрерывном режиме.
Размер сверхнормативной поддержки в Минобрнауки считают достаточно серьезным. В 2023 году объем госзадания вузам по сравнению с ранее запланированным был увеличен на 28,4 миллиарда рублей, а научным институтам — на 5,1 миллиарда. Средства на выполнение «зарплатного» указа составили 6,5 и 7,7 миллиарда соответственно. Всего дополнительное финансирование получили 168 вузов и 309 исследовательских организаций.
Цели выделения «допов» не сводятся к покрытию недостатка средств на выполнение указа президента. За счет этих денег Минобрнауки старается стимулировать структуры, наиболее рационально распоряжающиеся ресурсами и показывающие лучшие результаты в науке и образовании, поддержке молодых сотрудников.
На сегодня достижение показателя по средним зарплатам ученых стоит на первом месте. Но, по словам Андрея Омельчука, министерство все же надеется прийти к такому состоянию, когда сможет «стимулировать эффективность, а не “заливать” дефициты».
Чиновники напомнили руководителям учреждений, что они несут персональную ответственность за выполнение «зарплатного» указа, а министерство им лишь по мере сил помогает. Было отмечено, что администраторы должны понимать, на какие итоговые показатели выйдут их организации, задолго до окончания года.
— В случае возникновения серьезных проблем необходимо сообщать о них как можно раньше, чтобы мы успели принять меры. Тех, кто регулярно дотягивает до последнего с информированием учредителя о невыполнении указа, министерство будет постоянно держать на особом контроле, — предупредил А. Омельчук.
Он заявил, что тяжелые ситуации чаще всего складываются в учреждениях с низким уровнем управления, где администраторы не умеют прогнозировать и неправильно расставляют акценты при распределении средств.
Принцип «результат любой ценой» министерство не устраивает. Обеспечивать плановые показатели за счет высоких вознаграждений для меньшинства недопустимо, подчеркивали выступавшие.
Чиновники стремятся избежать повторения памятного многим «казуса Проскуриной», когда на встрече молодых исследователей с президентом вдруг выяснилось, что институт выполняет указ, но при этом вполне успешная научная молодежь сидит на голодном пайке. Чтобы отследить, работают ли зарплатные средства на сокращение диспропорций в оплате труда ученых, министерство ввело индикаторы, показывающие, сколько процентов научных сотрудников получают более 200% от среднего значения по экономике.
Второй важный ориентир при распределении средств — поддержка молодых ученых. Система оплаты труда в организации должна мотивировать научную молодежь к работе.
— Жалобы руководителей на невозможность привлекать молодых сотрудников в большинстве случаев связаны с неправильно выстроенной кадровой политикой учреждения, — отметил замминистра. — У тех, кто ставит приоритетной целью омолодить состав организации, как правило, все получается. И мы видим много таких примеров даже в регионах со сложной демографией.
Какие факторы учитывают в Минобрнауки при распределении «допов» среди НИИ?
Во-первых, дефицит зарплатных средств во всех учреждениях данного субъекта Федерации, так как указ должен выполняться не по отдельным организациям, а в среднем по региону.
Во-вторых, берется в расчет эффективность работы (публикационная активность, объем внебюджетных средств). Наконец, в-третьих, принимается во внимание доля молодых научных сотрудников и преподавателей.
Представители министерства привели показатели результативности и доли молодых ученых для исследовательских организаций, работающих в разных областях науки. Безусловными лидерами рейтинга оказались химические науки, где доля научных сотрудников до 39 лет составляет 51% и значение КБПР (комплексный балл публикационной результативности) равно 10. На последних позициях — социальные и гуманитарные науки с показателями 26 и 27% научной молодежи при КБПР — 4 и 3.
«Допы» доводятся организациям в виде субсидий на выполнение госзадания. Использовать эти средства необходимо в текущем периоде. Завершая выступление, Андрей Омельчук отметил, что в прошлом году объемы неизрасходованных и возвращенных в бюджет денег оказались очень большими, и попросил руководителей организаций в этот раз не допустить потери дополнительных целевых ресурсов.
Чиновник напомнил, что с 2024 года изменяется порядок формирования и финансового обеспечения предлагаемых к включению в государственное задание научных тем. Их проекты будут приниматься одновременно с проектом закона о федеральном бюджете на очередную трехлетку.
По-новому будет разрабатываться и детализированный план Программы фундаментальных научных исследований, на базе которого осуществляется финансирование научных организаций. Его сформируют отделения Российской академии наук с учетом приоритетных задач, стоящих перед государством.
Еще один «настроечный» семинар был посвящен повышению грамотности сотрудников финансово-экономического блока подведомственных учреждений.
В 2023 году Минобрнауки России запустило цикл мероприятий по независимой оценке уровня профессиональных компетенций работающих в этой сфере сотрудников.
Заместители директора, руководители структурных подразделений, курирующие вопросы финансово-хозяйственной деятельности, а также главные бухгалтера прошли тестирование профессиональных и личностных компетенций. Организацией процесса занимались специалисты Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова.
В конце года руководство министерства решило познакомить АУП НИИ и вузов с результатами оценки и дальнейшими планами.
— На старте мы договорились, что задача этого проекта не «кошмарить» персонал и не принуждать руководителей организаций к немедленным кадровым решениям. Поэтому просьба рассматривать первые итоги как отправную точку для большой системной работы по выстраиванию качественного, эффективного финансового менеджмента, — предварил совещание Андрей Омельчук.
Прежде чем перейти к итогам тестирования, он высказал удивление, что «не все заявившиеся посчитали нужным авторизовать свои компетенции». Оценку прошли представители 222 вузов (488 человек) и 395 НИИ (703 сотрудника). Уклонились от тестов всего 17 работников.
Отрицательно отреагировали в министерстве на тот вскрывшийся по ходу дела факт, что руководители многих организаций замыкают финансовую работу на себя. Так, всего лишь в половине вузов есть проректоры, отвечающие за экономику и финансы. Потому на следующем этапе предполагается провести оценку компетенций также и руководителей, которые единолично отвечают за этот предмет управления.
Баллы за профессиональные компетенции пока не вызывают большой тревоги, подвел общий итог Андрей Омельчук. Он подчеркнул, что, если в 2024 году основной акцент был сделан на проверке знания нормативной базы, то в следующем цикле будут оцениваться управленческие компетенции.
— Можно неидеально знать нормативную базу, но формировать правильные по конструкции и логике управленческие решения, а можно знать ее досконально, но не уметь эффективно применять, — прокомментировал замминистра.
При этом внимание к знанию «нормативки» министерство снижать не собирается. Руководителям будут разосланы заключения с указанием, какие разделы их сотрудникам стоит подтянуть.
Если говорить о распределении результатов по группам АУП, наибольшую компетентность продемонстрировали главные бухгалтеры: большинство из них набрало баллы выше средних. Замдиректора институтов (проректоры вузов) и руководители структурных подразделений в массе от средних показателей отстали.
Проверка личностных компетенций показала, что по среднему баллу до максимума еще далеко, но ситуация не критическая, подчеркнул замминистра. И отметил, что министерство предполагает это тестирование в текущем году повторить.
Он представил лучшие команды финансистов. Среди НИИ лидерами стали представители ФНЦ исследования и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П.Чумакова РАН и НИИ ревматологии им. В.А.Насоновой.
Среди вузов лучше всего себя показали: АУП Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Уральского университета им. Б.Н.Ельцина, Воронежского госуниверситета, Московского авиационного института, Ульяновского госуниверситета, Южно-российского государственного политехнического университета им. М.И.Платова, Ярославского технического университета. Представители этих организаций продемонстрировали знания, соответствующие экспертному уровню.
Обнаружились и отстающие. В пяти организациях все участники тестирования показали базовый (начальный) уровень.
В начале года министерство проведет совещание, на котором будет объявлен план мероприятий по повышению квалификации разных категорий финансистов, а также по очередному тестированию.
Еще одна новация: для всех НИИ с текущего будет введена проверка качества финансового менеджмента, которая уже давно проводится в вузах. Начнет министерство с ежегодной проверки уровня риска институтов по платежеспособности и дефициту средств.
Согласно утвержденной в октябре методике оценки, при расчетах этого рейтинга будут учитываться достаточность средств для исполнения текущих обязательств, размер кредиторской задолженности перед персоналом и фондами, сбалансированность приносящей доход деятельности.
Министерство направило в организации предварительный анализ ситуации по этим критериям за 2022 год.
Результаты за 2023-й уже будут участвовать в официальном рейтинге. По его итогам НИИ разделят на три группы: с высоким, удовлетворительным, неудовлетворительным качеством финансового менеджмента.
Организации, которые попадут в «красную зону», службы министерства будут подтягивать.
— Будем весь год работать над тем, чтобы сотрудники, отвечающие за финансы («кровь» экономической системы), профессионально росли. Без грамотного финансового управления успешное развитие организаций невозможно, — подытожил замминистра.
Надежда ВОЛЧКОВА