Вернемся к нашим баранам. Ученые вместе с животноводами создают новые породы овец

Слышали про маркерную селекцию? Это когда исследователи прицельно выявляют гены, отвечающие за определенные свойства животного.
За такую работу взялись сотрудники Всероссийского НИИ овцеводства и козоводства Федерального научного аграрного центра (ВНИИОК ФНАЦ) и Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ).
Задача — выявить гены, определяющие мясную продуктивность овец и коз.
В 2019 году Минобрнауки РФ утвердило комплексный план научных исследований (КПНИ) по улучшению генетического потенциала крупного и мелкого рогатого скота. К его реализации тогда приступила 21 организация (14 научных и 7 образовательных), в том числе и ­ВНИИОК ФНАЦ («Углубляясь в аллели», «Поиск», 05.10.2019), а также СКФУ и Ставропольский государственный аграрный университет (СтГАУ).
В исследованиях задействованы специализированные овцеводческие хозяйства региона. Ныне список участников проекта расширился за счет крупных производственников. Таких фирм, например, как группа компаний «Дамате».
Для этого создают племенные и откормочные площадки, строят мясоперерабатывающий завод, формируют сервисную компанию. Обещают по завершении работ ежегодно отправлять на рынок 25 тысяч тонн баранины.
Северный Кавказ — один из ведущих центров овцеводства и козоводства. Здесь в свое время был создан профильный всесоюзный (ныне — всероссийский) академический исследовательский институт. Но тогда основная задача была обеспечить страну шерстью. Потому и породы ученые создавали шерстного направления, прежде всего тонкорунные.
Сегодня, к примеру, Ставропольский край занимает третье место в стране по производству шерсти. На Северном Кавказе сосредоточены почти 40% нужного для этого поголовья овец.
Ныне тренд на мясное овцеводство.
То же Ставрополье — четвертое в России по производству баранины. Цель ближайшего десятилетия — увеличить его объем в два раза. Помогут в этом ученые. Процесс селекции — длительный. На то, чтобы получить, к примеру, новую породу молочной буренки, уходит не менее 30 лет, овцы — 10-12 лет. Укоряют селекцию ученые: они отбирают нужные генотипы. Но есть проблемы.
Как выяснили ученые ВНИИОК ФНАЦ и СКФУ, импортируемые животные плохо приспособлены к геохимическим и климатическим условиям Северного Кавказа, через одно-два поколения они теряют свою продуктивность.
Постоянно покупать за рубежом генетический материал для племенной работы накладно, да и, по большому счету, не отвечает национальным интересам страны. В результате родилась КПНИ, в которой обозначено четыре направления.
Первое — выявление генов, отвечающих за продуктивность. Это основа для селекции животных с заданными генетическими характеристиками.
Второе — получение пород, приспособленных к промышленному производству.
Третье — сохранение имеющихся высокоценных генотипов.
Наконец, четвертое — разработка высокоэффективных технологий для промышленного производства продукции овцеводства и козоводства.
В рамках одного из направлений ученые СКФУ и ВНИИОК ФНАЦ на первом этапе прочли геномы пяти отечественных пород овец.
«Это позволило отобрать и глубоко изучить гены, которые отвечают за мясную продуктивность, — говорит доктор биологических наук профессор кафедры генетики и селекции университета Александр Криворучко.
— Оказалось, что у местных пород и “иностранцев” они разные. У наших гены, влияющие на рост, не связаны с воспроизводством. Следовательно, повышение мясной продуктивности российских пород не ухудшит плодовитость овец».
В текущем году ученые расширят список исследуемых пород, используемых на Северном Кавказе, сформируют базу данных геномов, что также предусматривалось КПНИ.
В планах научного коллектива — создание тест-систем, которые помогут хозяйствам сразу после рождения выявлять перспективных для племенной работы ягнят и таким образом управлять высокопродуктивным стадом.
Ученые также считают, что для производства баранины представляет интерес выведение бесшерстных или линяющих пород овец, которых не нужно стричь.
В 2018 году в Ленинградской области была получена катумская порода — первое отечественной селекционное достижение в этом направлении. Такие исследования ведутся в ряде других регионах России.
В прошлом году участники форума «Развитие овцеводства на Северном Кавказе», который проходил на площадке выставочного центра «МинводыЭКСПО», предложили ряд мероприятий, которые могли бы стать частью комплексной программы развития индустриального мясного овцеводства в СКФО до 2030 года, разрабатываемой по поручению Президента России. Среди них — стимулирование селекционно-генетической работы по улучшению племенных и мясных характеристик поголовья овец в СКФО.
Одним из практических шагов стало формирование в СК селекционно-генетического центра племенного овцеводства. В нем с использованием новейших технологий будут разводить высокопродуктивных племенных овец и коз мясного направления — это позволит улучшить их генофонд.
Проект осуществляет группа компаний «Дамате» в содружестве с учеными ВНИИОК ФНАЦ, СтГАУ и СКФУ.

Станислав ФИОЛЕТОВ