В питерской школе «Корабелка» детям дают сквозное инженерное образование

В питерской школе «Корабелка» детям дают сквозное инженерное образование

На первый взгляд, 368-я — обычная школа в спальном районе Санкт-Петербурга: открылась в 1983 году, когда вокруг росли кварталы новостроек, сегодня в ней почти 800 учащихся. Но, как говорит ее директор Светлана Николаевна Соколова, важен настрой педагогического коллектива на поиск нового. Новым в 2016-2017 учебном году были профилирование старших классов и начавшееся взаимодействие с Морским техническим университетом (СПбГМТУ) по таким дисциплинам, как математика, физика, информатика.

При этом 368-я считалась школой с гуманитарным уклоном, здесь с первого класса преподают английский язык — в школе 13 учителей по столь востребованному в современном мире предмету. Но, как справедливо рассудила директор, технический специалист должен владеть по меньшей мере одним иностранным языком, и английский точно в приоритете.

Сотрудничество с вузом привело к появлению нетипичной для школьного расписания дисциплины «Инженерное дело» (тоже с первого по 11-й классы!). Да и в целом расширилось образовательное пространство: не только занятия по вузовским специальностям (математика, информатика, инженерная графика, робототехника) на базе университета, но и вовлечение школьников в спортивные, военно-патриотические программы «Корабелки». Два года назад старшеклассник Даниил Ермилов напечатал свою статью в вузовском сборнике «Настоящее и будущее судостроения».

По праву гордится школа и собственной образовательной платформой на базе Moodle (веб-система электронного обучения и тестирования), на которой выкладываются материалы занятий, в том числе модули на английском языке, проводятся консультации, принимаются домашние задания учащихся.
Платформа была создана еще до пандемии коронавируса, но именно в тисках ковидных ограничений показала свою высокую эффективность. Заместитель директора школы по информатизации Дмитрий Некрасов (для справки: человек с высшими образованиями в сфере культуры и управления) является ее сетевым администратором в режиме 24/7, чем отнюдь не тяготится. Напротив, вдохновлен возможностями обучающей платформы. С недавних пор на ней размещаются и элементы тьюторства вузовских педагогов. Часть традиционной внеурочной деятельности также переводится в дистанционный формат.

Надо ли удивляться, что 368-я стала одной из пяти средних школ города, в которых реализуется проект СПбГМТУ по созданию инженерных классов. Цель двоякая — повысить как общий уровень школьного образования, так и привлекательность судостроительных специальностей среди учащихся, для чего углубленно, с пристрастием обучать их четырем актуальным дисциплинам: «Компьютерное моделирование и проектирование», «Морская робототехника и судомоделизм», «Оптика лазеров» и «Экономика и управление». В орбиту проекта попали и четыре школы Ленинградской области, также заинтересованные в связи с вузом и через него с отраслью, на этот счет подписаны соглашения между университетом и губернаторами соседних регионов.

Ректор СПбГМТУ профессор Глеб Туричин уже пять лет на капитанском мостике вуза, во многом определяющего научно-техническую политику российского оборонно-промышленного комплекса. Он прекрасно понимает, что лишь из вовлеченного в профессию абитуриента можно воспитать конкурентоспособного на глобальном рынке специалиста. Худо ли, хорошо ли, но прежняя система ранней профориентации с кружками технического творчества в домах пионеров, профильными журналами с миллионными тиражами осталась в прошлом, ей нужно найти замену с учетом реалий судостроения XXI века.

При этом профориентация не завершается поступлением абитуриента в вуз — он должен видеть дальше. Надо продлить цепочку, формировать площадки, объединяющие школу, науку и производство, что позволит ребятам на практике легко и непринужденно постигать суть технических устройств. В этом и состоит разработанная вузом концепция сквозного инженерного образования. Если образно, морским ветерком наполнить паруса профессиональной карьеры от школьной скамьи до университетской кафедры и будущего рабочего места.
Уровень поступающих в «Корабелку» абитуриентов традиционно высок. Университетской программой профориентации охвачены более 620 школ России, в Санкт-Петербурге их около 400. Но не секрет, что широта охвата может идти в ущерб точности выбора, которую как раз и обеспечит трехлетняя программа инженерных классов.

Потому и разработали четыре сквозных профиля. О каждом ректор говорит подробно и доказательно, с обращением к прошлому и настоящему, с прицелом в будущее. Взять, к примеру, «Компьютерное проектирование и моделирование». В советское время мальчишки увлеченно собирали из деталей кораблик или самолетик, а сейчас можно на компьютере рассчитать его параметры и изготовить на 3D-принтере, и все это в специально оборудованном школьном классе.
В детстве сам будущий ректор крепил и красил леера (они продавались в магазинах), тогда же узнал, что такое дейдвуд (буквально — «мертвая древесина», выступающая в роли подшипника для передачи вращения на гребной вал корабля). Сделать модельку радиоуправляемой было высшим пилотажем, а сейчас этим трудно удивить. Самый крутой, по его мнению, курс — «Подводная робототехника и моделирование». Ну, и профиль «Экономика управления» необходим, поскольку «всегда найдутся дети, которым нравится считать деньги либо командовать другими».

Для вуза это не первый «подход к снаряду». В стремлении найти своего абитуриента СПбГМТУ был партнером Балтийского научно-инженерного конкурса, призванного выявлять технически и математически одаренных подростков, оценивать их кре­ативный потенциал. Юные участники со всей страны защищают свои разработки перед лицом экспертного сообщества. Сотрудники университета и выступали в роли экспертов, а заодно примечали ребят, увлеченных морской тематикой. Но конкурс держится на энтузиазме организаторов, прежде всего известного педагога, основателя лаборатории непрерывного математического образования Ильи Чистякова, а «Корабелке», по признанию ректора, хотелось создать нечто более практичное, системное, опирающееся на поддержку государства и бизнеса.

Вуз ищет и находит партнеров по стране. На северо-западе это предприятия судостроительной отрасли, в Московской области — ракетостроения, в Уфе — авиа­строители. Там планируется открыть классы по профилям: «Беспилотные летательные аппараты и авиамоделирование», «Космическая робототехника и ракетомоделирование», «Технология машиностроения». То есть профиль инженерных классов может меняться от региона к региону, но стартует проект в Санкт-Петербурге.

«Нам помогло городское правительство, выделив средства на создание инженерных классов, школы, выигравшие конкурс, получили по 10 миллионов руб­лей на их оснащение, — отмечает Глеб Андреевич. — Вуз бесплатно обучил учителей этих школ для работы по инженерным профилям. Мы подготовили перечни оборудования с повышенным уровнем безопасности, которое должно быть закуплено до конца этого года. Город выделил половину необходимой суммы, вторую половину еще предстоит изыскать. Хотим под этот проект построить небольшое здание с бассейном для занятий по морской робототехнике (в школах это проблематично). По мере необходимости — скажем, раз в неделю — дети будут ездить к нам. Пока учителя сосредоточатся на теории, а когда лазеры с компьютерами появятся, часть занятий (по оптике лазеров и робототехнике) будет проводиться в стенах школы, а часть — в вузе».

С Ольгой Сайченко, руководителем проекта «Инженерные классы» СПбГМТУ, мы говорили о подключении к уже сложившемуся тандему «школа — вуз» работодателя. Можно сказать и по-другому: о подключении школы к тандему «вуз — предприятие». Действительно, промышленные партнеры университета заключают целевые договоры со студентами, принимают их на производственную практику, «Роснефть» и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) выплачивают солидные стипендии отличникам учебы.

Заманчиво было бы и для школьников устраивать практику на предприятиях (дети до 14 лет имеют право на неполный рабочий день), но специфика судостроительной отрасли — это жесткие требования по ТБ. Поэтому, как правило, в Дни открытых дверей школьники знакомятся с музеем, компьютерным центром, КБ, совершают виртуальные экскурсии на производство. Та же ОСК дважды в год проводит День без турникетов (сейчас — в онлайн-формате), в рамках которого учащиеся могут посетить Балтийский завод, Адмиралтейские верфи и другие предприятия корпорации. Зато двери «Корабелки» перед учащимися инженерных классов распахнуты настежь, все к их услугам: лекции, спецкурсы, лабораторные работы, летняя практика в научных центрах и лабораториях университета.

Итак, вуз служит связующим звеном между школами и флагманами отрасли, и в этом качестве обрастает новыми функциями. К примеру, он привлек специалистов Центра лазерной оптики к разработке кейсов для программы инженерного образования школьников. Центр — участник консорциума ведущих университетов и организаций, осуществляющих подготовку кадров и научные разработки для судостроительной отрасли. Консорциум был создан в 2018 году по инициативе «Корабелки», наверняка и другие предприятия, входящие в его состав, подключатся к деятельности инженерных классов.

Но едва ли не ключевая функция вуза — научить школьных учителей передавать углубленные инженерные знания школьникам, о чем уже упоминал ректор. Минувшим летом каждая школа, вовлеченная в проект, направила на обучение в «Корабелку» 4-5 педагогов. Они получили 40-70 часов аудиторной нагрузки, включая тестовые задания, кроме того, занимались самостоятельно. Среди тех, кто прошел эту стажировку, была и молодая учительница физики 368-й школы Нина Воскобойникова. Она признается, что с удовольствием снова села за парту. Характерно, что по базовому образованию Нина Андреевна — инженер-нанотехнолог. Выпускница Владимирского университета после переезда в город на Неве выбрала именно эту школу для дальнейшего профессионального роста и явно не ошиблась.

Преподавать в инженерных классах будут также сотрудники вуза — не новички, а имеющие опыт работы в бизнесе и сфере образования, в т. ч. со степенями кандидатов и докторов наук. Главный критерий — способность пробудить творческую, инженерную жилку в старшеклассниках, обеспечить им нестандартный вход в профессию.

Вообще проблемы ранней профориентации молодых людей, способных овладеть передовыми технологиями, не первый год обсуждаются в образовательном сообществе. В 2018 году им была посвящена Всероссийская конференция «Путь к успеху: стратегии поддержки одаренных детей и молодежи», организованная образовательным центром «Сириус» и Минобрнауки РФ. На ней, в частности, был представлен волонтерский проект «Уроки настоящего» по созданию в школах страны научно-технологических студий, где ребята решают нетривиальные задачи, поставленные лидерами науки и производства.

Оказалось, что для школьников это не игра, а реальный мос­тик в профессию. Как сказал тогда ректор Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева Альберт Гильмутдинов, «им нужен свет в конце тоннеля, который должен зажечь работодатель». Его поддержал ректор Мининского университета (Нижний Новгород) Александр Федоров: «Для самих себя они уже не дети, а взрослеющие люди». И вот сегодня в проекте «Корабелки» проявлено искомое взрослое отношение к школьникам.

Официальная точка отсчета в создании инженерных классов — 26 января 2018 года, когда в СПбГМТУ состоялось выездное заседание Совета безопасности РФ, которое вел его секретарь Н.П.Патрушев. По итогам заседания сотрудники университета разработали алгоритм реализации программ инженерной подготовки старших школьников.

Следующая веха — август этого года, прошедшее в университете совещание о подготовке инженерных кадров для судостроения и авиастроения, вновь под председательством секретаря Совбеза. Он особо отметил, что создание инженерных классов позволит в соответствии с указанием Президента РФ повысить качество подготовки кадров в Приморском крае для судостроительных предприятий Дальневосточного региона (программы «Кораблестроение и техническая эксплуатация судов», «Проектирование, конструкция и техническая эксплуатация судов и объектов океанотехники», «Проектирование сварных судовых конструкций»).

В результате всем руководителям регионов, на территории которых находятся судо- и авиастроительные предприятия, предписано внедрить систему инженерных классов. «Корабелка» готова оказать методическую помощь школам и вузам в их создании, причем, как подчеркивает ректор СПбГМТУ Г.Туричин, по единому стандарту, чтобы получить продвинутых выпускников повсюду, невзирая на перекосы в социально-экономическом развитии регионов. Планируется объединить эти классы в сеть, чтобы и педагоги, и школьники были на связи, обменивались идеями и опытом.

Вернемся в 368-ю школу. Я разговаривал с ребятами из 10-х и 11-х классов, выбравшими инженерный профиль, потому что «это очень интересно», и не факт, что все они предпочтут Морской технический университет для продолжения образования (хотя, например, два года назад 8 из 28 выпускников школы поступили именно в «Корабелку»). Когда проект рождался, предполагалось, что уж кто-кто, а школьники из инженерных классов на сто процентов уверены в своей готовности посвятить оставшуюся жизнь профессии кораблестроителя. Но не все так однозначно. Скажем, родители Кирилла Бубликова закончили Горный институт, и юноша пока не исключает, что пойдет по их стопам. Вот и посмотрим, насколько два года профильного обучения повлияют на его намерения.

Остается добавить, что создание инженерных классов — часть долгосрочного проекта «Инновационное образование», представленного СПбГМТУ для участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Как полагают в «Корабелке», это один из факторов, позволивших вузу войти в число победителей конкурса. Федеральная поддержка, безусловно, поможет вузу наладить целевую подготовку ориентированных на инженерную профессию абитуриентов и сохранить лидирующие позиции в области судостроения и аддитивных технологий.

Аркадий СОСНОВ

Директором Института математики СО РАН стал проигравший выборы кандидат
У побережья Калифорнии замечена гигантская «медуза-призрак». Видео