Уникальные свойства легированных алмазов. Новые открытия российских физиков

Физики из ГНЦ ТИСНУМ и МФТИ получили новые данные об электрических свойствах алмазов, легированных азотом, что открывает перспективы для разработки новых электронных и оптоэлектронных устройств. Этот прорыв является результатом уникальных экспериментов, позволивших измерить ключевые параметры, влияющие на проводимость алмазов.

Ученые и инженеры ценят алмазы за их уникальные прочностные, оптические, тепловые и электрические свойства, которые находят применение в различных наукоемких областях, помимо алмазного инструмента. Например, они используются в мощных рентгеновских лазерах на свободных электронах, источниках СВЧ-излучения (гиротронах) и детекторах высокоэнергетических частиц на ускорителях.

Алмаз является широкозонным полупроводником. Легированные бором и фосфором алмазы используются в компонентах высокопрочной электроники с дырочным и электронным типом проводимости соответственно. В последние годы интерес к алмазам, легированным азотом, значительно возрос из-за их уникальных квантовых характеристик, что особенно важно для квантовой магнитометрии с высокой чувствительностью.

Крупный искусственный алмаз (5 карат), легированный азотом.

Однако исследования электронных свойств алмазов, легированных азотом, до сих пор ограничены технической сложностью создания экспериментальных образцов высокого качества. Эти алмазы должны быть однородны по концентрации азота и практически не содержать других примесей, а также иметь крупные размеры для проведения прецизионных исследований с помощью эффекта Холла.

«Исследование крупных синтетических монокристаллов алмаза легированных азотом является сложным экспериментом мирового уровня. Данная работа потребовала применения современного высокоточного научного оборудования. У нас в ТИСНУМе и МФТИ все необходимое для этого есть»

— Сергей Буга, доцент кафедры физики и химии наноструктур МФТИ, главный научный сотрудник ГНЦ ТИСНУМ.

Исследователи из ТИСНУМ и МФТИ впервые измерили зависимости удельного сопротивления, концентрации и подвижности свободных электронов от температуры в алмазах, легированных азотом в виде одиночных атомов замещения. Эти алмазы обеспечивают электронный тип проводимости и составляют основную группу синтетических алмазов, производимых в мире. Хотя доля таких алмазов среди всех природных кристаллов составляет лишь 0,1%, современные объемы добычи делают их количество значительным. Полученные фундаментальные зависимости существенно расширяют знания о полупроводниковых свойствах алмазов.

«Любые исследования в этой области, которые раскрывают новые сведения о таком классическом материале, будут полезны при создании новых электронных, оптоэлектронных, квантовых устройств. В России уже разрабатываются светодиоды и фемтосекундные лазеры на основе азот-вакансионных оптических центров в легированных азотом алмазах.»

— Сергей Буга.

Полученные результаты имеют значительный потенциал для развития новых технологий и применения в различных областях науки и техники.