Того и ждали. «Белый список» научных журналов никого не удивил

Того и ждали. «Белый список» научных журналов никого не удивил

На сайте Российского центра научной информации (РЦНИ) размещен долгожданный «Белый список» («БС») — перечень авторитетных научных журналов, утвержденный межведомственной рабочей группой Минобрнауки, в составе которой — представители Российской академии наук, Российского центра научной информации, крупнейших отечественных вузов и научных организаций. Как и предсказывали эксперты, в «БС» вошли российские и международные издания, индексированные в Web of Science Core Collection (WoS CC), Scopus и Russian Science Citation Index (RSCI), общее число наименований в списке — свыше 30 тысяч. Предполагается, что публикации в журналах данного перечня будут учитываться при рассмотрении отчетов по государственному заданию и оценке результативности научных организаций и коллективов.

Несмотря на то, что «Белый список» готовился и утверждался больше полугода, никакой интриги не случилось. Напомним, с самого начала работы над ним декларировалось, что «БС» должен быть открыт для модификации и устойчив к изменениям рыночной и политической конъюнктуры (таким, как возможное закрытие доступа российским ученым к зарубежным изданиям) и в нем, в частности, будут присутствовать журналы, которые индексируются RSCI. В итоге исходная идея об объединении журналов из Web of Science Core Collection (WoS CC), Scopus и RSCI была поддержана экспертами.

«Было, правда, предложение включить в «Белый список» журналы из списка ВАК, но решили автоматически этого не делать, а более внимательно посмотреть на ваковские издания, поскольку все хорошие российские журналы уже есть в списке RSCI», — рассказал «Поиску» академик Алексей Хохлов.

Теперь с «Белым списком» поручено работать РЦНИ и Минобрнауки. Как сказано на сайте РЦНИ, «карточки журналов будут ежемесячно обновляться и дополняться новыми показателями метрик и иной информацией, полезной для российских исследователей». Если будут происходить какие-то изменения и обновления в RSCI, то, по идее, они отразятся и в «Белом списке». Аналогичное, видимо, будет происходить и с журналами, входящими в WoS и Scopus, где также приняты процедуры «чистки» и добавления новых изданий.

Отдельно Алексей Хохлов заостряет внимание на переводных российских изданиях «Белого списка» (речь про журналы, которые выпускает на зарубежном рынке компания Pleiades Publishing). Академик считает, что надо определиться, оставлять ли в «БС» и русскую, и английскую версии, как сейчас, либо только оригинальную русскоязычную, и отмечает, что склоняется ко второму варианту. Объяснение этому простое: во-первых, в имеющемся варианте «БС» возникает дублирование, а во-вторых, поскольку в переводную версию Pleiades Publishing помимо отечественных входят и статьи из других стран (их доля доходит до 60%), то с точки зрения корректности сравнения с другими российскими журналами из RSCI логично, чтобы именно российская версия осталась в «Белом списке».

В ближайшее время, как рассказал Алексей Хохлов, нас ждет еще одна новость: предполагается объявление нового рейтинга журналов из списка RSCI (он уже имеется в первом варианте). Первоначально он был разработан РАН весной 2021 года. С тех пор сам список журналов RSCI заметно расширился (сейчас в нем 944 издания против 792), да и методика составления рейтинга была несколько модифицирована с учетом обсуждения этого вопроса на Президиуме РАН и предложений главных редакторов журналов: ее, например, сделали более устойчивой по отношению к различным «накруткам».

Алексей Хохлов сообщил, что новый вариант рейтинга в ближайшее время будет опубликован и открыт для обсуждения. В дальнейшем его можно было бы использовать при разработке обновленной методики подсчета КБПР (комплексный балл публикационной результативности). Вполне возможно, что у российских журналов тоже появятся свои «квартили», и можно будет начислять больше баллов за статью, опубликованную в хорошем российском журнале по отношению к журналу похуже.

Вопрос о том, как будут соотноситься квартили в Web of Science Core Collection и в RSCI, пока открыт. По мнению Алексея Хохлова, в качестве «защитной» меры можно первый квартиль RSCI приравнять к первому квартилю международных баз данных. Но можно и ко второму (все же у журналов WoS CC уровень повыше) — соответствующее решение пока не принято, оно в компетенции Минобрнауки.

На сегодняшний день «Белый список» не увязан с Национальной системой оценки результативности научных исследований, разработка которой тоже продолжается с весны этого года. Но это — дело будущего. На сайте РЦНИ сообщается, что в настоящее время под эгидой Министерства науки и высшего образования ведется работа «по формированию системы уровней журналов и процедур оценки результативности».

Следующим шагом после публикации «Белого списка», по мнению Алексея Хохлова, может стать изменение методики подсчета комплексного балла публикационной результативности (КБПР), которая была утверждена Минобрнауки в августе 2020 года. Первоначально в ней каждая научная статья оценивается в зависимости от уровня журнала, в котором она опубликована. Для статей в зарубежных журналах эта оценка связана с квартилем журнала по Web of Science/Scopus. Статьи в российских журналах из списка RSCI после обнародования новой системы рейтингования тоже, видимо, обретут повышающие коэффициенты.

Светлана БЕЛЯЕВА

Обнаружен самый древний и самый длинный текст на баскском языке из известных на сегодня
Каким он был, таким остался? Что отличает современного человека от его далеких предков