Технопром-2024: возвращение дирижабля

В центре выставочного зала «Технопрома» возвышался 6-метровый дирижабль. То, что люди за 100 лет так и не научились управлять неповоротливыми гигантами, продемонстрировала катастрофа в Великобритании в 2017 году – дирижабль Airlander несколько раз ударялся о землю, а затем развалился пополам. К счастью, в «самой скучной катастрофе в истории воздухоплавания» никто серьезно не пострадал.

— Теперь этот технологический барьер преодолен – циклические движители, разработанные в Институте теплофизики СО РАН и уже опробованные в создании циклолета, позволяют стабилизировать дирижабль в пространстве и обеспечить управление им на нулевых и околонулевых скоростях. А для полета на маршевом движении используется обычный пропеллер. Думаю, настает новая эра в воздухоплавании – дирижабли возвращаются в строй. В декабре 2023 года принято постановление Правительства РФ о создании для развития Арктики транспортных дирижабельных систем грузоподъемностью от 30 до 200 тонн. Строительство больших грузовых дирижаблей – отдельная сложная задача, но наши движители сделают их легкими в управлении: помогут скользить вправо-влево, разворачиваться, медленно передвигаться по главной оси с небольшим тангажом на нос или корму. Это новое слово в аэронавтике – теперь инцидентов, подобных тому, что произошел в Великобритании, можно будет избежать. А сфера применения этих воздушных судов весьма широка – это и радиолокация, и ретрансляция интернет-сигнала в самых отдаленных уголках нашей страны, и мониторинг выбросов и состава атмосферы. Небольшие дирижабли могут с успехом заменить дроны, поскольку способны «зависать» в воздухе заметно дольше. Управление этим воздушным транспортом наш институт обеспечил, следующая задача – разработать для них современные двигатели, — рассказал «Поиску» советник директора ИТ СО РАН по прикладной деятельности Игорь Ким.


Ольга Колесова

Фото Юлии Поздняковой

Нет комментариев