Преобразующий свет. Сверхмощные прожектора станут еще ярче

В 2022 году в Северо-Кавказском федеральном университете (СКФУ) была создана научно-исследовательская лаборатория, основным направлением исследований которой стало изучение перспективных материалов и лазерных сред. Третий год команда ученых совершенствует технологию синтеза оптической керамики для микроэлектроники, оптики и фотоники. Работа идет в рамках государственного задания и трех проектов РНФ.
К сегодняшнему дню исследователи разработали способ получения преобразователя излучения для источников белого света. Он обладает высокой теплопроводностью и эффективностью.
Сейчас перед командой стоят сразу несколько задач, рассказал руководитель проекта кандидат химических наук, заведующий лабораторией, доцент кафедры физики и технологии наноструктур и материалов СКФУ Виталий Тарала. Одна из них — создание керамических преобразователей для сверхъярких светодиодов.
Такие компактные и мощные прожектора могут использоваться в локомотивах, самолето- и судостроении, горнодобывающей промышленности — везде, где необходимы сверхъяркие источники белого света.
— С точки зрения теплофизических и люминесцентных характеристик созданные нашим научным коллективом керамические преобразователи превосходят традиционные порошковые люминофоры, которые широко применяются в производстве светодиодов, — отметил Виталий Тарала.
Ученые СКФУ уже создали экспериментальные образцы люминесцентной керамики, а способ ее получения запатентовали. Полученные в лабораторных условиях экземпляры на основе иттрий-алюминиевого граната, легированного катионами церия (YAG.CE), имеют высокую интенсивность люминесценции на длине волны порядка 545 нанометров при возбуждении лазерным излучением с длиной волны в области 450 нанометров.
Разработки ведутся в рамках национального проекта «Наука и университеты» и программы академического лидерства «Приоритет-2030».
— Использование разработки ученых СКФУ обеспечит реализацию приоритетов научно-технологического развития России в части экологичной и ресурсосберегающей энергетики. Уверен, что подобные технологические инновации усиливают отечественные позиции на международных рынках и стимулируют создание новых производств в энергетической отрасли, — подчеркнул ректор вуза Дмитрий Беспалов.

Пресс-служба СКФУ