Правовые статусы авторов. От художников до программистов и их роль в интеллектуальной экономике
Современные авторы, такие как художники, музыканты, программисты и изобретатели, могут принимать различные правовые статусы, которые напрямую влияют на их доход, формат работы и перспективы развития. На конференции ЭРА IP Quorum «Креативная собственность: интеллектуальная экономика», прошедшей в Сколково, эксперты обсудили, какие правовые «маски» существуют для авторов, когда и как передаются исключительные права и какие статусы предпочтительны для работодателей.
Автором в соответствии со статьей 128 четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации признается физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение или иной результат интеллектуальной деятельности (РИД). Разделение авторов на категории охватывает различные направления, такие как автор произведения, артист, кинорежиссер, изобретатель, а также авторы полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений и топологий интегральных микросхем.
Классическое представление об авторе как гражданине, не обремененном иными статусами, берет начало со времен королевы Анны. Существуют также правовые статусы автора-работника, автора-индивидуального предпринимателя и автора-самозанятого. Каждый из этих статусов имеет свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при выборе.
«При статусе автора-работника права распределяются по определенной модели, предложенной законодателем. Однако возникает несколько вопросов, особенно в случае конкуренции работодателей и временных творческих коллективов с участием сотрудников разных организаций»
— Екатерина Чуковская, директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP.
Статус автора-индивидуального предпринимателя часто выбирается ради налоговых преференций и особого налогового режима. В этом случае автор приравнивается к юридическим лицам, что может привести к определенным правовым и финансовым последствиям. Статус автора-самозанятого, несмотря на его привлекательность с точки зрения налоговых условий, ограничивает возможность сотрудничества с другими авторами и имеет верхний предел вознаграждения.
Самозанятость не была изначально предназначена для авторов, а для специалистов, оказывающих услуги, таких как фотографы и операторы. По мнению Чуковской, «если автор создает шедевры, ему может не подойти этот формат из-за ограничений заработка».
Для выбора правового статуса авторы должны учитывать несколько критериев: свобода творчества и право на ошибку, необходимость выплаты налогов и взносов, степень ответственности. Например, для автора-работника налоги и взносы выплачивает работодатель, тогда как самозанятый и индивидуальный предприниматель должны делать это самостоятельно. Также, если автор нарушил договор, его ответственность ограничивается размером реального ущерба, тогда как предприниматель несет полную ответственность.
«Самое интересное в законодательстве связано со служебным секретом производства (ноу-хау), который охраняется как объект интеллектуальной собственности. Несмотря на то что режим конфиденциальности введен компанией, человек, собравший эти сведения, по сути их создал».
— Дженнет Демидова, патентный поверенный РФ и IP-юрист.
Работодатели должны предпринимать меры для защиты служебных результатов интеллектуальной деятельности. В случае создания служебного произведения автором, работодатель обязан в течение трех лет начать его использование, передать права или оставить в тайне. Если это не выполнено, права возвращаются работнику.
В музыкальной индустрии законодательство менее урегулировано по сравнению с кинематографией. Илья Чамуха, юрисконсульт «Яндекс» и основатель сообщества юристов музыкальной индустрии, рассказал, что для начинающих артистов достаточно оформления самозанятости, но для более крупных проектов лучше использовать статус индивидуального предпринимателя.
«Музыкальная индустрия включает не только создание песен, но и работу целой команды: звукорежиссеров, дизайнеров, клипмейкеров. Для результатов их деятельности необходимо вводить режим служебных произведений»
— Илья Чамуха.
Тема правовых статусов авторов продолжает оставаться актуальной и требует дальнейшего обсуждения и законодательного урегулирования. По словам Екатерины Чуковской, конференции, посвященные этой теме, будут продолжаться, чтобы находить новые решения и адаптировать законодательство под современные реалии.