Мутации статуса. Чем обернется передача наукоградского звания по наследству
Получила продолжение недавняя история о лишении городов науки Пущино и Протвино административной самостоятельности и статуса «наукоград Российской Федерации».
В свое время она довольно широко обсуждалась в научном сообществе и освещалась в прессе, в том числе в «Поиске». В июне группа депутатов внесла в Государственную Думу законопроект, в котором статусом наукограда РФ предлагается наделять вновь образованное муниципальное образование, созданное путем слияния наукограда РФ с любым другим муниципалитетом независимо от его научно-технологического потенциала.
Ответственным назначен Комитет по науке и высшему образованию, соисполнителем — Комитет по региональной политике и местному самоуправлению. Стоит отметить, что еще до начала обсуждения законопроекта свои подписи под ним сняли некоторые авторы: первый заместитель председателя Госдумы Иван Мельников и первый заместитель председателя Комитета по науке и высшему образованию Олег Смолин.
По просьбе «Поиска» ситуацию комментирует директор Союза развития наукоградов Михаил КУЗНЕЦОВ.
— Михаил Иванович, как вы считаете, чем вызвано появление законопроекта?
— Напомню историю вопроса. В конце 2021 года в общественное пространство просочилась информация о готовящемся властями Московской области проекте «Большой Серпухов», предусматривающем слияние имеющих статус наукограда РФ Пущино, Протвино с не имевшим такого статуса городским округом Серпухов, образованным некоторое время назад путем объединения города Серпухов с Серпуховским районом.
Был подготовлен проект изменений в федеральное законодательство, предусматривающий «передачу по наследству» статуса «наукоград РФ» вновь образованному объединенному городскому округу. После серьезной экспертной критики на федеральном уровне этот документ положили под сукно.
Но работа по интеграции Протвино и Пущино в Серпуховский городской округ продолжилась.
В обоснование готовящейся процедуры говорилось много красивых слов о необходимости развития наукоградов, расширения их территорий, привлечения инвестиций.
Давались обещания превратить Большой Серпухов в «аналог Силиконовой и Кремниевой долин», а для Пущино и Протвино — сохранить их особый статус. При этом чиновники не проявляли никакого желания вести разумный диалог с теми, кто задавал вопросы и возражал. Понятно, что это вызывало негодование активной (и немалой) части населения наукоградов.
С общественностью «разбирались», с муниципальными депутатами «работали». В итоге местные законодатели проголосовали за спущенное сверху решение. С его учетом Мособлдума в январе прошлого года приняла закон, по которому наукограды Пущино и Протвино (до этого — городские округа) свою административную самостоятельность потеряли и были включены в городской округ Серпухов.
Союз развития наукоградов до принятия этих решений официально представлял в Мособлдуму аргументы по поводу неправомерности действий, нарушающих Закон «О статусе наукограда Российской Федерации».
— В чем состояли нарушения?
— Согласно закону наукоград — это городской округ с градообразующим научно-производственным комплексом. Городской округ Серпухов такового однозначно не имеет.
Кроме того, прекращение статуса по действующим нормативным документам возможно, если при проведении мониторинга в течение трех лет подряд наукоград не удовлетворял определенным законом критериям, в основном касающимся размера научно-производственного комплекса и выпуска научной и инновационной продукции.
Пущино и Протвино ни один год этих правил не нарушали. То есть законных оснований для лишения статуса не имелось. Областная власть фактически отменила решения правительства.
— Что представляет собой этот объединенный городской округ, в итоге получивший статус наукограда?
— Новоявленный Серпуховской округ теперь по площади больше, чем Москва до присоединения Новой Москвы. В нем на 1100 с лишним квадратных километрах расположены 124 деревни, 11 поселков, 4 села, 2 местечка и 3 города.
— Главный аргумент, приводимый в пояснительной записке к законопроекту о придании этим землям наукоградского статуса, — «потребность в определенных территориальных трансформациях» для «сохранения и приумножения научно-технологического потенциала наукоградов в условиях реализации актуальных научно-технологических задач текущего и стратегического порядка». Недостаток земли действительно сдерживает развитие городов науки?
— Существующие наукограды не нуждаются в многократном увеличении площадей. Необходимость корректировки границ, в том числе для развития научно-технических проектов, иногда возникает. Так было, например, при создании Национального центра авиастроения в Жуковском или мегасайенс-проекта «СКИФ» в Кольцово. И во всех случаях эти вопросы решались без особых проблем.
— Обсуждаются ли с общественностью принципы получения статуса наукограда «в порядке правопреемства» (так говорится в рассматриваемом в Госдуме законопроекте)?
— Союз развития наукоградов доносит критические оценки до депутатов и сенаторов. Недавно состоялось заседание Комитета по региональной политике и местному самоуправлению, на котором мы выступили с жесткой критикой документа. Да и сам комитет представил серьезные замечания к тексту.
— Что, по вашему мнению, не так с этим документом?
— Укрупнение наукограда за счет объединения с другими муниципальными образованиями по сути является поглощением, поскольку компактные научные центры существенно меньше соседних территориальных структур. Последние, как правило, не имеют соизмеримых исследовательских и технологических комплексов, а значит, объединение приведет к размыванию научного потенциала.
Понятно, что при этом снизится и представительство ученых и специалистов в органах местного самоуправления. Между тем повышение качества управления развитием наукоградов за счет участия людей науки было одним из основополагающих принципов при создании таких комплексов.
В случае принятия закона новое муниципальное образование будет получать федеральный статус наукограда РФ без решения правительства и удовлетворения установленным критериям, то есть, по сути, из рук региональной власти.
Присоединив наукоград к другому муниципалитету и без решения правительства наделив его статусом наукограда, можно присоединить теперь этот «наукоград» к еще одному поселению, и он тоже «автоматически» станет наукоградом.
Такое объединение можно будет производить многократно, что доводит до абсурда саму изначальную идею создания компактных территориальных образований с высокой концентрацией научного и интеллектуального потенциала.
«Наследование» статуса — по большому счету полная бессмыслица. Это можно сравнить с тем, как если бы сын Героя России получал это звание после смерти папы.
Технологического лидерства, о котором сегодня много говорят, на наш взгляд, можно достичь не слияниями и поглощениями, а сущностным выделением того ценного, что наработано отдельными субъектами, и содействием его развитию.
Мы продолжаем взаимодействовать с депутатами, стараемся им это доказать. Надеемся, что здравый смысл восторжествует.
Надежда Волчкова