Дорога в доктора… Отвечать за ее функционирование предстоит и ВАК, и РАН, и МОН

Дорога в доктора… Отвечать за ее функционирование предстоит и ВАК, и РАН, и МОН

Продолжение разговора с экс-председателем ВАК академиком РАО, президентом РУДН Владимиром Филипповым (начало — https://poisknews.ru/science-politic/doroga-v-doktora-naskolko-za-nee-v-otvete-vak/).
— Владимир Михайлович, вы назвали ряд новаций за последние 11 лет, которые повлияли на прогресс в деле присуждения ученых степеней в России. А что вы считаете системным решением, влияющим на всех, кто занимается наукой в России?
— Во-первых, в 2021 году принята новая номенклатура научных специальностей. Прежняя, существовавшая более 12 лет, была изменена Минобрнауки и ВАК в соответствии с поручением Президента РФ.
В этом деле приняли участие РАН и другие государственные академии наук России. В новую номенклатуру вошли около 350 научных специальностей, в прежней их было 450. Притом в нынешней номенклатуре появилось много новых научных специальностей, что произошло за счет существенного укрупнения многих прежних.
Например, вместо 12 ранее существовавших научных специальностей по праву в новой номенклатуре присутствуют пять. Очевидно, что укрупнение специальностей способствует организации междисциплинарных научных исследований.
— Во-вторых, — продолжает Владимир Михайлович, — появился уникальный перечень ВАК — список российских научных изданий, в которых рекомендуется публиковать основные результаты диссертаций.
Уникален он тем, что научные издания включаются в перечень ВАК по соответствию определенным требованиям и к ним, и к членам редколлегии и, что особенно важно, только по конкретным научным специальностям, что сделало публикации более значимыми именно для профильного научного сообщества. Это все заметно повысило качество научных статей за счет роста требований к их экспертизе редколлегиями.
Третья принципиальная новация — введение института организаций с правом самостоятельного присуждения ученых степеней. Важно, что мы рассматриваем это не «как альтернативную ВАК систему», а как подсистему государственной системы аттестации научных кадров высшей квалификации.
— Как думаете, скоро станут заметны инициативы РАН в работе ВАК?
— В такой масштабной системе аттестации научных кадров высшей квалификации, как российская, нет предела совершенству, но важно принимать только выверенные решения, с просчитанными последствиями, ведь они касаются многих сотен ведущих вузов и научных организаций страны, а главное — сотен тысяч соискателей ученых степеней и около 30 тысяч ученых, ежегодно работающих в 3 тысячах диссоветов.
Но тут есть на чей опыт опереться. Из 150 человек состава ВАК (это предельная численность) 103, то есть две трети, — либо академики, либо членкоры Российской академии наук и других государственных академий.
Высшая аттестационная комиссия формировалась под руководством сопредседателей — президента РАН Александра Михайловича Сергеева, министра Валерия Николаевича Фалькова и президента НИЦ «Курчатовский институт» Михаила Валентиновича Ковальчука. Плюс из числа в основном академиков РАН создан еще институт советников ВАК.
— А это что такое?
— Нормативная база не позволяет быть членом ВАК или членом Экспертного совета ВАК более двух сроков подряд. В связи с этой нормой ушли из ВАК наши корифеи: В.А.Садовничий, С.В.Чемезов, Л.А.Бокерия, Г.Т.Сухих, Л.В.Адамян, Б.С.Эбзеев, Т.Я.Хабриева, В.А.Болотов и др. Чтобы не растерять опыт этих профессионалов, государственно мыслящих людей, Минобр­науки России пригласило их в советники ВАК — таковых 33 человека. Министр Валерий Фальков с ними периодически встречается и обсуждает самые острые новации.
— Например…
— Обсуждали идею разовых диссоветов или возможность защит диссертаций по докладу. Сейчас готовится обсуждение реализации права федеральных и национальных исследовательских университетов присуждать самостоятельно ученые степени по любым специальностям.
Среди предстоящих к рассмотрению — развитие мер по вовлеченности в подготовку кадров профессионалов-практиков.
Поясню на примере. В свое время в Минобразования приходил Олег Табаков, ректор «Табакерки»: звание профессора он не мог получить, потому что не был доктором наук.
И та же проблема с известнейшими тренерами. Воспитав мировых чемпионов, они не считаются профессорами педагогики в области спорта. Справедливо это? Надо осмыслить проблему, тем более что в советское время была практика ее решения.
Актуальная на сегодня задача — привлечение к преподаванию в вуз людей из промышленности, реальной экономики. Речь об обеспечении практико-ориентированной подготовки в высшей школе.
В Российском союзе промышленников и предпринимателей выдвинули идею: параллельно с научными степенями кандидатов и докторов наук ввести степени профессиональные. Не доктор of science in engineering, а доктор of engineering. Не доктор of science in medicine, а доктор of medicine. Без слова «наук».
Три года ведем разговоры на эту тему, к консенсусу не пришли. Возможно, разумно ввести по аналогии со степенью MBA (Master of Business Administration) степень DBA (Doctor of Business Administration).
— Такое есть в других странах?
— Да, для бизнес-степеней это достаточно распространенная мировая практика. Гораздо реже — по другим областям: как это doctor of medicine или doctor of engineering без науки?
Сейчас в рамках Совета при президенте по профессиональным квалификациям активно обсуждается эта идея. В ВАК большинство экспертных советов ее не поддерживают, но практика свидетельствует: вузы предпочитают брать для преподавания современных дисциплин, особенно в магистратуре, профессионалов высокого уровня и хотели бы приглашать маститых профессионалов в свой штат не ассистентами и доцентами, а профессорами. Однако обсуждать такие инициативы надо всесторонне.
— Что, думаете, организационно изменит в работе ВАК передача комиссии в РАН?
— Во-первых, ВАК при Минобр­науки России. И это естественно, ибо разработка и реализация государственной политики по подготовке и аттестации научных кадров высшей квалификации закреплены за федеральным органом исполнительной власти Минобрнауки России.
Но теперь расширяются возможности взаимодействия РАН и Минобрнауки России в этом направлении.
Сейчас главные задачи — разработка Российской академией наук совместно с Минобрнауки России методологии экспертизы, проведение экспертиз различных направлений в сфере науки, в том числе в области кадрового обес­печения. А система аттестации научных кадров высшей квалификации — часть этой области.
Однако за формирование (организацию разработки, утверждение) и за реализацию научной политики в абсолютном большинстве научных организаций и вузов, да и в стране в целом отвечает перед государством Министерство науки и высшего образования.
Так по законодательству и по положению о министерстве. Да и просто потому, что абсолютное большинство вузов и научных учреждений в стране сейчас подведомственно Минобрнауки, в том числе и те, которые называются «институт РАН».
С другой стороны, предстоит использовать мощный экспертный потенциал Российской академии наук, ибо за каждым членом академии стоят, как правило, научные школы и большие коллективы.
Поэтому надо выработать и отладить механизмы взаимодействия структур Минобрнауки России, ВАК и ее 44 экспертных советов и профильных отделений РАН, чтобы обеспечить эффективную работу системы аттестации научных кадров высшей квалификации в соответствии с современными требованиями и мировыми тенденциями.

Беседовала Елизавета Понарина
Фото Николая Степаненкова

Вовлечение молодёжи в науку. Завершена программа создания лабораторий по всей стране
Новые данные о токсичности ЛКП. Исследования Курчатовского института и Южного научного центра РАН