Азиатскими тропами. В Усть-Коксе прошла конференция, посвященная 150-летию Николая Рериха и 100-летию его экспедиции
Неутомимый труженик Николай Константинович Рерих создал за свою жизнь свыше семи тысяч картин и рисунков, из них 500 — в Центрально-Азиатской экспедиции и на ее сюжеты. В Уймонской долине, куда выезжал из дома проводника экспедиции старообрядца Вахромея Атаманова, наброски делал в седле.
Но ценность этого путешествия не только в художественном наследии: Центрально-Азиатская экспедиция под руководством Николая Рериха изучала пустыню Гоби, степи Средней Азии, связала такие отдаленные края, как Сибирь и Тибет, Алтай и Гималаи, и стала крупнейшим достижением в области географических исследований Евразийского континента.
Часть маршрута пролегала по России, в том числе по территории сегодняшней Республики Алтай. Именно в этих местах, в Усть-Коксе, недалеко от дома Атамановых в селе Верх-Уймон, где сегодня располагается музей художника, ученого и философа, с 29 июля по 1 августа работала Международная научно-практическая конференция «Научное и культурно-историческое значение Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха», посвященная 100-летию самой экспедиции и 150-летию ее организатора.
В мероприятии приняли участие более 140 специалистов из Китая, Белоруссии, Узбекистана и 20 субъектов Российской Федерации (от Москвы и Санкт-Петербурга до Читы и Владивостока). А вдохновителями столь крупного научного события стали два региональных отделения Российской академии наук — Уральское и Сибирское.
— Намного проще провести представительную конференцию в столичных городах, но мы сознательно организовали ее в местах, связанных с Центрально-Азиатской экспедицией — явлением планетарного масштаба, — сказал, открывая конференцию, председатель Уральского отделения РАН, вице-президент РАН академик Виктор Руденко.
— Это дань признательности людям, сто лет назад совершившим научный и человеческий подвиг.
Глава СО РАН, вице-президент РАН академик Валентин Пармон напомнил собравшимся, что в новосибирском Доме ученых выставлена написанная в 1942 году картина Н.К.Рериха «Победа (Змей Горыныч)», дар сыновей художника. Под ней проходят переговоры руководства СО РАН с партнерами, включая глав иностранных государств и академий.
«Горный Алтай, Уймонская долина — идеальная площадка для проведения международного Рериховского форума. Я выражаю огромную признательность Уральскому отделению РАН, которое выступило основным организатором данной конференции, и желаю всем успешной работы», — завершил свое приветствие академик.
Заместитель председателя Дальневосточного отделения РАН академик Виктор Ларин назвал мероприятие очередным свидетельством интенсивно развивающегося сотрудничества между региональными отделениями РАН.
Вице-президент Русского географического общества академик Александр Чибилев напомнил, что Н.К.Рерих был действительным членом Императорского Русского географического общества, а опубликованный «Записками» РГО по отделению этнографии текст Григория Хохлова «Путешествие уральских казаков в Беловодское царство» привлек внимание Николая Константиновича к Уймонской долине задолго до начала Центрально-Азиатской экспедиции.
Председатель Российского центра научной информации (РЦНИ) член-корреспондент РАН Владимир Квардаков огласил приветствие участникам конференции вице-президента РАН академика Владислава Панченко и отметил важность рериховской инициативы по организации мирового движения в защиту памятников культуры, увенчавшейся 15 апреля 1935 года подписанием документа, названного пактом Рериха.
Сегодня предложенная Николаем Константиновичем эмблема «Знамя мира» (три круга в кольце) признана международным охранным знаком. Владимир Квардаков подчеркнул, что супруги Рерихи заложили основы многих современных трендов: гармонизации взаимоотношений науки и религии, этических приоритетов в науке.
«Несказуемая страна»
Так, используя удачный термин Александра Блока, понравившийся Николаю Рериху, назвал Беловодье (по Рериху аналог сокровенной тибетской Шамбалы) председатель Уральского отделения РАН в своем докладе, посвященном историческим истокам и последующей судьбе народной легенды о стране Беловодье.
Опираясь на труды историка, этнографа и фольклориста Степана Гуляева, краеведа Алексея Белослюдова, писателя Владимира Короленко, историка и этнографа Кирилла Чистова, академик Руденко высказал гипотезу, что реальное Беловодье находилось в Юго-Западном Алтае, а именно на территориях, охватывающих Бухтарминскую и Уймонскую долины.
Именно там с середины и почти до конца XVIII века скрывавшиеся от властей старообрядцы-бегуны проживали сами по себе — без правительства, чиновников, церковных иерархов. Подтверждением служат фотографии тамошних мест: вода и вправду беловатого цвета, наличие реки Белая Берель (приток Бухтармы) и предания местных жителей.
— Николай Константинович Рерих сопоставим с титанами эпохи Возрождения, все его ипостаси даже трудно перечислить: художник, литератор, этнограф, антрополог, философ, — добавил академик Руденко в комментарии «Поиску».
— И его супруга Елена Ивановна, филолог и археолог, и старший сын Юрий, впоследствии известный востоковед, оба — участники экспедиции, отличались поистине энциклопедическими знаниями.
Все, что делали Рерихи, даже живя за рубежом, они делали ради России, ради ее народов. Научно-практическая конференция проводится уже в шестой раз, но Российская академия наук к ней подключилась впервые.
На столь масштабное участие нас всех вдохновили главный ученый секретарь УрО РАН член-корреспондент РАН Алексей Викторович Макаров и его супруга Светлана Анатольевна. Я сразу поддержал идею, поскольку Екатеринбург — центр не только научно-технической мысли, здесь прекрасно развито и гуманитарное знание.
Центрально-Азиатская экспедиция действительно повлияла на мировую культуру и естествознание. В нашем мероприятии помимо гуманитариев участвуют естествоиспытатели, представители Русского географического общества. И научные доклады делались максимально корректно, чтобы ни в коем случае не задеть чувства коренных жителей.
На Алтае многоконфессиональное общество, мы восхищены отношением местного населения к своей природе и культуре, и ученым, собравшимся со всей России и из-за рубежа, удалось в своих выступлениях отдать дань уважения коренным народам.
Алексей Макаров в своем образном и поэтическом докладе провел параллели между М.В.Ломоносовым, Леонардо да Винчи и Н.К.Рерихом, подчеркнув роль последнего в деле охраны объектов культуры, особенно во время военных действий.
Рерих также уповал на важность азиатского вектора в развитии нашей страны, и здесь, по мнению докладчика, особая роль принадлежит Уралу, «воротам в Азию».
Об эволюционном значении Центрально-Азиатской экспедиции напомнил вице-президент Международного центра Рерихов Александр Стеценко, а основатель и хранитель Музея Н.К.Рериха в селе Верх-Уймон Раиса Кучуганова подробно рассказала о пребывании участников экспедиции в Уймонской долине в августе 1926 года.
Картины природы сто лет спустя
«Именно в эти дни мировых пожарищ и смятений следует обратиться к ценностям вечным, которые неподвластны временным разрушениям и раздорам», — процитировал Н.К.Рериха вице-президент Русского географического общества академик Александр Чибилев.
Он напомнил собравшимся о русских путешественниках, предшественниках и последователях художника и философа, воспевавших и изучавших первозданную красоту природы.
Два очерка Н.К.Рериха — «К природе» (1901) и «Боль планеты» (1940) — Александр Александрович считает настоящими экологическими манифестами, созданными в переломные эпохи трагических событий. Идеи охраны природы на рубеже XIX и XX веков бурно обсуждались в России.
В.А.Докучаев, Ф.Э.Фальц-Фейн, Г.А.Кожевников, И.П.Бородин, А.П. и В.П.Семеновы-Тян-Шанские и их сподвижники образовали к 1912 году на базе Русского географического общества «Могучую кучку заповедного дела России». Создание национальной заповедной системы остается важнейшим приоритетом РАН и университетов страны и в XXI веке.
— На мой взгляд, художники и писатели раньше ученых осознали красоту природы. Как любили степь русские писатели и поэты Н.В.Гоголь, А.П.Чехов, М.Ю.Лермонтов, Е.А.Баратынский! — подчеркнул в беседе с корреспондентом «Поиска» академик Чибилев.
— Сначала мы видим картины природы (это, по моему мнению, настоящий научный термин, более емкий, чем, например, «экосистема»), затем уже углубляемся в их многослойное содержание — геологию, геоморфологию, рельеф, растительность, животный мир.
В экспедициях Гумбольдта непременно участвовал рисовальщик, Рерих сам запечатлевал пейзажи. Сейчас мы пользуемся современными техническими средствами — я создаю визуальные образы ландшафтов с помощью фотографии.
Совсем недавно вышел уже пятый том сборника «Картины природы Степной Евразии», подготовленный Институтом степи УрО РАН по гранту Русского географического общества «Степная экспедиция РГО», где представлены эти фотографии.
Институт степи, находящийся в Оренбурге, с 2011 года проводит экспедиции по всему Степному поясу Евразии — от Венгрии до Монголии, от Дуная до Амура. Мы, степеведы, ставим глобальную цель создать по всему Степному поясу Евразии непрерывную сеть особо охраняемых природных территорий. 150-летний юбилей Н.К.Рериха нужно использовать, чтобы довести до населения и природоохранительных чиновников его мысль о том, что «там, где природа крепка, где природа нетронута, там и народ тверд, без смятения».
Самым незамысловатым и наглядным подтверждением необходимости срочно ставить вопрос о сохранении, в частности, ландшафтов Горного Алтая стал доклад заместителя директора Государственного природного биосферного заповедника «Катунский» Татьяны Яшиной «Алтай: 130 лет в объективе исследователей».
Автор повторила путь известных естествоиспытателей (Василия Сапожникова, Йоханнеса Габриэля Гране и др.), оставивших в архивах фото ледников и гор Алтая конца XIX — начала XX века, и запечатлела ландшафты с тех же ракурсов. И вот свидетельство происходящего буквально на глазах изменения климата: таяние больших и малых ледников Белухи за прошедшие сто с лишним лет продемонстрировано очень убедительно. И, конечно, наиболее очевидные перемены, которые можно заметить при сравнении исторических и современных фотографий, связаны с деятельностью человека.
В контексте научной дипломатии
Одним из самых драматических эпизодов Центрально-Азиатской экспедиции стало пятимесячное стояние на тибетском плато Чантанг при ураганных ветрах и экстремально низкой температуре. Исследователей остановили тибетские пограничники, поначалу «на два дня». Потом, заподозрив шпионаж, решили не пропускать, что с наступлением зимы несло угрозу жизни участников экспедиции, у которых имелось лишь летнее снаряжение. Все это время Н.К.Рерих вел бесконечные переговоры, явив ярчайший пример научной дипломатии, позволившей в итоге продолжить путь.
В докладе «Исследования экспедиции Н.К.Рериха — пример научной дипломатии» начальник Управления международных связей РЦНИ Александр Усольцев напомнил, что Центрально-Азиатская экспедиция фактически предопределила целый ряд научных направлений. Социогуманитарные исследования востоковедов, лингвистов, археологов целенаправленно поддерживает РЦНИ.
Проекты выполняются не только российскими учеными, но и международными коллективами из Китая, Монголии, Индии. Достаточно упомянуть такие значимые исследования, как «Распространение микропластинчатой технологии расщепления в регионах Шелкового пути» (Институт археологии и этнографии СО РАН) или «Историко-культурные и этногенетические процессы на территории Монголии в эпоху Великого переселения народов и раннем Средневековье: междисциплинарный анализ археологических и письменных источников» (Алтайский государственный университет).
Археология, кстати, была предметом особого увлечения Николая Константиновича, он называл ее «живой наукой». И монографии российских археологов, вышедшие в свет при поддержке РЦНИ, несомненно, были бы одобрены Мастером. А его самого, по мнению докладчика, можно по праву считать ученым с кругозором государственного деятеля, который еще в первой половине XX века демонстрировал качества, присущие наиболее заметным представителям научной дипломатии.
Отдельно шел разговор о влиянии научного и культурного наследия Рерихов на современную науку и образование. Участники конференции пришли к выводу: материалы Центрально-Азиатской экспедиции требуют дальнейшего изучения.
Предложено создать рабочую группу под эгидой трех региональных отделений РАН (к Уральскому и Сибирскому присоединяется Дальневосточное) и с участием Международного центра Рерихов для изучения наследия Центрально-Азиатской экспедиции и опыта работы основанного Н.К.Рерихом Гималайского института научных исследований «Урусвати» (штат Химачал-Прадеш, Индия) с целью последующего его расконсервирования в сотрудничестве с индийскими коллегами.
Материалы конференции были переданы врио главы Республики Алтай Андрею Турчаку. К разговору о роли Алтая как перекрестка культур, начатому на конференции, мы вернемся в следующем номере.
Ольга КОЛЕСОВА
Фото Андрея Соболевского