Места хватит. Исследователям космоса прописана кооперация

Одним из мероприятий, посвященных 60-летию полета Юрия Гагарина в космос, стала онлайн-конференция в пресс-центре  МИА «Россия сегодня», которую дали директор Исследовательско-аналитического центра госкорпорации «Роскосмос» Игорь Поташный и заместитель директора по научной работе Института космических исследований РАН, профессор РАН Александр Лутовинов.

Лутовинов рассказал о том, над чем работают в ИКИ РАН. Это исследования Луны, Марса, других планет Солнечной системы, в нынешнем году готовится к запуску «Луна-25», в планах еще несколько проектов, в 2022 году подоспеет проект «ЭкзоМарс».

Как отметил ученый, флагманским событием для российской космической науки, безусловно, является «Спектр-РГ» — совместный проект «Роскосмоса» и Германского центра авиации и космонавтики. Вот уже два года на расстоянии полутора миллиона километров от Земли орбитальная астрофизическая обсерватория создает самую детальную карту Вселенной, ежедневно передавая полученную информацию. За первые четыре года «Спектр-РГ» должен сделать восемь обзоров всего неба, которые потом, три года спустя, будут сложены воедино, и появится наиболее детальная карта Вселенной, доступная человеку.

«Обсерватория сделала уже два полных обзора и половину третьего, — сообщил Лутовинов. — Зарегистрированы примерно два миллиона объектов (в 1990-х немецкая космическая обсерватория зарегистрировала только 200 тысяч объектов), что позволило сделать ряд прорывных открытий. Например, была обнаружена одна из самых далеких сверхмассивных черных дыр. Кроме того «Спектр-РГ» с помощью телескопа СРГ/eROSITA обнаружил крупномасштабные пузыри горячего газа в гало Млечного Пути. Структуры горячего газа с обеих сторон галактического диска, четко видимые в рентгеновском обзоре всего неба, возникли, скорее всего, из-за ударных волн, вызванных мощнейшим всплеском активности центра нашей Галактики десятки миллионов лет назад».

Астрономы обнаружили также удивительную новую деталь: огромную округлую структуру ниже плоскости Млечного Пути, занимающую существенную часть Южного Неба. Подобная структура на Северном Небе, так называемый Северный Полярный Шпур, известна со времен становления радиоастрономии и рентгеновской астрономии. Долгие годы считалось, что она возникла как следствие взрыва близкой к Солнцу сверхновой десятки или сотни тысяч лет назад. Однако взятые вместе северная и южная структуры на карте напоминают ореол в форме песочных часов, достаточно симметричный относительно центра Галактики, который отстоит от Солнца на расстояние в 25 тысяч световых лет.

Как отметил Поташный, исследования рентгеновского излучения имеют не только научный, но и прикладной характер. По излучению от квазаров может строиться космическая навигация. Точное позиционирование космических аппаратов в пространстве необходимо при дальних миссиях.

Уже проведены первые эксперименты в области космической навигации.

«Мы делаем это с помощью российского телескопа ART-XC, который изготовлен ИКИ РАН совместно с Российским федеральным ядерным центром. Он расширяет рабочий диапазон энергий телескопа eROSITA в сторону более высоких энергий, — добавил Лутовинов. — Это одно из тех направлений, которое развивает и фундаментальную науку и имеет сугубо прикладное значение для построения системы навигации КА. Это, наверное, и есть будущее рентгеновской астрономии».

Поташный отметил, что сегодня значительно расширился спектр задач робототехнических комплексов космических аппаратов. Помимо чисто научно-исследовательских задач выполняются работы, связанные с поддержкой деятельности человека в космосе, решением технологических задач, например, исследованиями и освоением космических ресурсов.
У всех на слуху: на МКС прошел стажировку робот «Федор».

«Эта программа развивается, — рассказал Поташный. — Роботы используются для расширения функциональности космонавтов и поддержки их внутри- и внекорабельной деятельности».

По словам директора Исследовательско-аналитического центра, на МКС и дальше будут отрабатывать антропоморфных роботов. Так, перспективный космический робот «Теледроид» создается с прицелом на выполнение работ в открытом космосе. Предполагается, что он позволит выполнять сложные операции без выхода космонавтов за пределы орбитальных комплексов. Планируется, что робот будет размещен на манипуляторе, который сможет переносить его между модулями МКС. Сейчас разрабатывается документация на этот проект, которая должна быть готова примерно к 2025 году.

Кроме «Теледроида» в рамках программы освоения Луны предполагается создание широкого спектра робототехнических средств, в том числе тяжелого лунохода, на котором также предусмотрен робототехнический комплекс, который будет проводить операции по забору образцов грунта и поддержке внекорабельной деятельности космонавтов.

Роботы будут «обживать» осваиваемые территории, создавать инфраструктуру при основании обитаемых станций на Марсе и Луне. «Сначала планеты освоят роботы, потом — люди», — сказал Поташный.

Выступавшие еще раз дали понять, что в научной когорте нет международной напряженности.

«Мы всех зарубежных коллег, занимающихся развитием космоса, воспринимаем именно как коллег, ведь делаем одно дело. Есть задачи, в которых мы конкурируем, но это — позитивная конкуренция. Космос велик — места всем хватает», — подчеркнул Поташный.

Лутовинов с ним согласился. Российская миссия «Луна-25», которая должна стартовать уже в октябре этого года, также предусматривает сотрудничество с Европейским космическим агентством в части создания научных инструментов для исследований.
На онлайн-конференции также были затронуты вопросы популяризации науки и подготовки молодых специалистов. «Молодежь не роботы — просто так не сделаешь, их надо готовить», — пошутил представитель «Роскосмоса».

«Ведем большую работу по подготовке смены, привлекаем к реализации конкретных задач в космической отрасли»,

— информировал Поташный, приведя в пример сотрудничество с гимназией МГУ им. М.В.Ломоносова и программу «Роскосмоса» «УниверСат», в которой участвуют российские вузы.
— Молодежь должна загореться идеей, тогда у нас появятся свои Илоны Маски, — заключил Лутовинов.

Андрей СУББОТИН

Нет комментариев