Это что за купола? Огромные криовулканы замечены на Плутоне

Космический аппарат NASA New Horizons передал на Землю изображения и данные о химическом составе Плутона, которые указывают на разный возраст различных участков поверхности планеты: от относительно древних, обильно покрытых кратерами областей, до очень молодых, где почти нет ударных кратеров, цитирует издание Sci-News.com планетолога из Юго-Западного исследовательского института в Боулдере, Колорадо, Келси Сингер. По ее словам, особенно выделяется один из участков, где мало ударных кратеров: на нем возвышаются несколько больших куполов высотой до 7 км и диаметром от 10 до 150 км. Некоторые из этих поднятий сливаются друг с другом, а самые крупные из них располагаются на бугристой местности, покрытой холмами и впадинами.

«Подобного рельефа местности нет больше нигде на изображениях, полученных в Солнечной системе», — говорит Сингер.

В своем исследовании она с соавторами анализировала изображения области к юго-западу от ледяной Равнины Спутника, которая покрывает древний ударный бассейн, простирающийся на 1000 км и на которой доминируют крупные купола-возвышенности с нерегулярно расположенными холмами. Изучив геоморфологию и состав этой местности, ученые предположили, что она представляет собой результат криовулканизма. Криовулканы, то есть ледяные вулканы, подобны обычным вулканам, но образовались они не из расплавленной породы, а из замерзших жидкостей, таких как жидкий аммиак и вода. Вещество криовулканов на Плутоне представлено, судя по всему, водяным льдом.

«Предположительный объем крупного образования на Плутоне, известного как гора Райт, сопоставим по объему с гавайским Мауна-Лоа, одним из крупнейших вулканов на Земле, — пишут авторы в журнале Nature Communications. — Криовулканическая активность в этой области должна относиться к недавней истории Плутона и может свидетельствовать о том, что его недра содержат остаточное тепло или больше тепла, чем предполагалось ранее, что делает возможным поддержание такой активности».

И хотя природа криовулканизма на Плутоне не совсем ясна, вполне вероятно, что источником ее является радиоактивный распад в глубинах карликовой планеты. Подобный феномен известен на Земле, хотя у Плутона нет тектоники литосферных плит, которой объясняется геологическая активность на нашей планете.