Стремление к обособлению. Расширить список наукоградов предложили на «Технопроме»

Есть у нашего правительства необъяснимая тяга к гринфилдам. Однако строить в чистом поле достаточно накладно. На панельной дискуссии «Новые принципы развития партнерства инновационного бизнеса с наукой для обеспечения технологического суверенитета» президент Союза развития наукоградов России Виктор Сиднев привел некоторые цифры: 150 миллиардов рублей, потраченных на создание Сколково, хватило бы на 500 лет финансирования программы развития всех имеющихся в России «старых» наукоградов, не говоря уже о вложениях в «Сириус», которые бы обеспечили 3 тысячи лет поддержки 13 муниципалитетов страны, обладающих этим статусом.

Докладчик подчеркнул, что при этом бюджетное финансирование наукоградов с 2009 года сократилось в пять раз: «Нельзя сказать, что государство совсем не вкладывается в развитие территорий с высоким научно-техническим потенциалом. За последние годы появились, как я уже упомянул, наукограды постсоветские. Сколково, Иннополис, «Сириус», остров Русский. Отличие их в том, что они делаются на гринфилде, то есть там нет научной инфраструктуры. Однако можно быстро создать IT- или фармацевтическую инфраструктуру. Но, например, источник фотонов — никогда. Подобная научная инфраструктура есть только в старых наукоградах».

Предложения по формированию стимулов и критериев для определения городов с высоким научно-технологическим потенциалом и поддержки их инфраструктуры, которые объединили бы города со статусом наукоградов и другие научно-инновационные центры, включая академгородки, вынесли на обсуждение в рамках «Технопрома» Союз развития наукоградов и госкорпорация «Росатом». Напомним читателю, что, согласно закону о наукоградах, такой статус присвоен 13 муниципальным образованиям: Бийску, Дубне, Жуковскому, Кольцово, Королеву, Мичуринску, Обнинску, Протвино, Пущино, Реутову, Троицку, Фрязино, Черноголовке. Причем, справедливости ради, упомянем, что крупные вложения в инфраструктуру подобных территорий все-таки планируются. Там сегодня строятся объекты мегасайенс — комплекс сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжелых ионов NICA в Дубне, новый источник синхротронного излучения «СИЛА» и прототип импульсного источника нейтронов на основе реакции испарительно-скалывающего типа «ОМЕГА» в Протвино, Сибирский кольцевой источник фотонов («СКИФ») в Кольцово.

У федерального закона «О статусе наукограда РФ», принятого в 1999 году, много плюсов, отметил Виктор Сиднев. Пожалуй, главный из них — обязательное наличие стратегии развития, согласованной на федеральном уровне — с Министерством науки и высшего образования РФ. Так наукоград приобретает субъектность, дополнительные полномочия для развития городского научно-промышленного комплекса, подкрепленные соответствующим финансированием. А позитивный бренд наукограда повышает привлекательность территории. Однако есть у вышеупомянутого закона и недостатки. Во-первых, возникает конфликт между различными уровнями власти (федеральным, региональным, муниципальным) из-за разделения полномочий. Во-вторых, закон ограничивает перечень территорий, имеющих право на статус наукограда. Новосибирский Академгородок или Зеленоград, не будучи самостоятельными городскими округами, не могут претендовать на субъектность.

«Субъектность Академгородка — одна из самых главных проблем для нашего развития. 10 сентября пройдут выборы губернатора Новосибирской области, после чего мы планируем поднять этот вопрос серьезно», — заявил на вышеупомянутой панельной дискуссии председатель Сибирского отделения РАН, вице-президент РАН академик Валентин Пармон.

Стратегии без субъекта не бывает, и чтобы Академгородок к 2030 году де-факто стал научной столицей России, ему нужно получить особый автономный статус.

Президент Союза развития наукоградов поддержал Валентина Пармона в стремлении к административному обособлению и самоуправлению Академгородка:

«Сегодня Академгородок не решает проблемы своего развития. У него нет такого права. Между тем рядом находится Кольцово, где есть свой мэр, есть Совет депутатов. Этот муниципалитет живет по закону о наукоградах. И власти обязаны развивать научно-производственный комплекс наукограда по утвержденной стратегии. Статус наукограда позволяет эффективно осуществлять решение тех задач по достижению технологического суверенитета, ради которых он и создавался. Потому что наукоград — это единственное социальное и муниципальное образование, которое, как прописано в законе, обязано иметь стратегию социально-экономического развития, согласованную с Министерством науки и высшего образования РФ. Поэтому мы считаем, что Академгородку такой статус нужен».

А мэр Кольцово Николай Красников обратил внимание на то, что для развития наукоградов одним из важнейших становится принцип комфортности проживания, в который входит улучшение экологической обстановки, системы образования и городской инфраструктуры.
Надо сказать, коллега из Троицка буквально наметил путь для Академгородка к вожделенной субъектности, копья вокруг которой ломаются не первый месяц (см. «Поиск», №25 от 23.06.2023). Виктор Сиднев напомнил, что в 2012 году, когда Троицк, главой которого он был тогда, включили в состав Москвы (проект «Новая Москва»), мэр столицы Сергей Собянин пошел на внесение изменений в законодательство о местном самоуправлении в столице и ввел статус самостоятельного городского округа. Так Троицку удалось остаться наукоградом. Став самостоятельным городским округом в составе Новосибирска, получить статус наукограда сможет и Академгородок.

Участники панельной дискуссии подчеркивали: территории с высоким научно-техническим потенциалом чрезвычайно важны. Однако государственная политика в области их развития, к сожалению, отсутствует. Прошло почти четверть века, но закон о наукоградах остается фактически единственным, регулирующим положение подобных территорий. И, как сказал президент Союза наукоградов в заключение панельной дискуссии: «Уместно вспомнить фразу Ильи Ильфа. “Хватит бороться за чистоту улиц, давайте их убирать!”». К сожалению, представители профильного Министерства науки и высшего образования РФ на мероприятии отсутствовали.

Ольга КОЛЕСОВА

Нет комментариев