Множатся кольца. В ЦЕРН делают ставку на новый сверхмощный коллайдер

В Европейском центре ядерных исследований (CERN) анализируют проект Будущего кольцевого коллайдера (Future Circular Collider, БКК) как потенциального преемника Большого адронного коллайдера. Новый ускоритель предполагается расположить между Францией и Швейцарией внутри кольцевого туннеля диаметром пять метров и протяженностью 91 км на глубине от 100 до 400 метров, где он будет проходить, в частности, под Женевским озером. Окончательное решение по проекту должно быть принято в 2028 году с учетом факторов окружающей среды и устойчивого развития. В случае его утверждения БКК начнет функционировать в 2040-х годах.

Первая фаза реализации проекта, о которой CERN сообщает сейчас, заключается в оценке основных географических, геологических и экологических данных о месте сооружения нового коллайдера. Главная действующая установка CERN Большой адронный коллайдер завершит свою миссию к 2040 году, и международное сообщество физиков, изучающих элементарные частицы, уже рассматривает различные варианты ускорителя, который должен прий­ти ему на смену. Один из таких ускорителей — Будущий кольцевой коллайдер. Его научная значимость как наиболее подходящей опции для замены существующих установок была подтверждена Европейской стратегией в области физики элементарных частиц, которую обновили в 2020 году.

Сейчас наряду с изучением геологических и сейсмических условий на месте предполагаемого строительства CERN уточняет сведения о локальной флоре и фауне с целью их сохранения.
Задача коллайдера будущего — «раздвинуть границы энергии и интенсивности ускорителей таким образом, чтобы в поисках Новой физики энергия столкновений частиц достигла 100 тераэлектронвольт», цитирует заявление CERN Phys.org. Предполагается, что сразу после запуска и до 2060 года Будущий кольцевой коллайдер будет разгонять электроны и позитроны, а затем до 2090-го — адроны и это должно дать ответы на многие вопросы современной фундаментальной физики, в которой 95% массы и энергии Вселенной все еще загадочны.

Некоторые ученые опасаются, что такой масштабный проект может оказаться пустой тратой денег, которые можно было бы израсходовать на менее абстрактные физические исследования. Но есть и те, кто настаивают на том, что продвижение фундаментальной физики жизненно необходимо для прогресса и в прикладной физике. Как напомнил Патрик Жано из CERN, «тот день, когда был изобретен инжектор электронов — электронно-лучевая трубка — был началом ускорителей, но мы не знали, что он положит начало телевидению. А в день открытия принципа общей относительности никто не знал, что он будет использоваться для создания глобальной системы навигации».

Марина АСТВАЦАТУРЯН

Нет комментариев