Ученые выяснили, как онкоклетки поджелудочной железы избегают лекарств

23.06.2021

Рак поджелудочной железы — относительно редкое заболевание, но среди смертельно опасных видов онкологии он занимает 4-е место. Потому что обнаруживается на поздней стадии и сложно поддается лечению. Почему?

В результате адаптации раковые клетки становятся устойчивыми к лечению. Основы  такого «адаптивного сопротивления», которое часто встречается  при раке поджелудочной железы,  исследовала команда онкологического центра лаборатории Колд-Спринг-Харбор (CSHL) во главе с ее директором Дэвидом  Тувсоном, пишет Мedical Хpress. Ученые нашли резервную копию, которую выбирали раковые клетки, когда сталкивались с лекарствами.

Делением клеток управляет ген KRAS. Чаще всего у больных раком поджелудочной есть мутация в этом белке — она и вызывает беспорядочный и неконтролируемый рост. Даже препараты не действуют, клетки продолжают делиться — именно благодаря механизму «адаптивного сопротивления».

«Вы забираете свой главный двигатель, у вас вроде есть какие-то резервные. Но они не спасают. Корабль еще не тонет, он все еще движется, но уже более медленными темпами. В конечном итоге что мы хотим сделать? Потопить корабль» — так видит этот процесс Дерек Ченг, ведущий автор исследования и бывший студент программы обучения медицинских ученых в лаборатории Тувесона.

Подробности работы именно этих «резервных механизмов» в раковых клетках решили узнать ученые. В исследовании они применили метод, который называется метка близости биотина. Благодаря этому удалось определить, какие белки взаимодействуют с мутантным геном KRAS.

«Я прикрепляю аэрозольный баллончик к моему любимому белку или, скорее, наименее любимому белку, как в этом случае. И поэтому он прикрепляет биотин, в основном распыляя биотиновую «краску» на близлежащие белки, и мы можем анализировать ее, чтобы выяснить, какие белки были помечены», — так образно Ченг описывает детали исследования.

«Биотиновая краска» была найдена на белке RSK1 — он является частью системы, удерживающей расположенную рядом группу белков, которые называют белками RAS, в состоянии покоя. Ученые не ожидали, что, когда KRAS инактивируют, RSK1 тоже перестанет работать.

Вывод, который сделали специалисты: для остановки размножения онкоклеток поджелудочной железы нужны препараты, одновременно воздействующие на несколько молекул.

Большинство раковых клеток поджелудочной железы имеют мутации в гене KRAS, которые допускают нерегулируемый рост. На этом изображении мутантная, вызывающая рак версия белка KRAS окрашена в красный цвет в раковых клетках поджелудочной железы. KRAS очерчивает плазматическую мембрану — внешний слой клетки. Ядра клеток окрашены в синий цвет. Исследователи лаборатории Колд-Спринг-Харбор обнаружили новый механизм, который может объяснить, как клетки рака поджелудочной железы развивают устойчивость к лекарственным препаратам, направленным на белок KRAS. Предоставлено: Дерек Ченг / лаборатория Тувесона / CSHL.

Когда KRAS (красный) модифицируется, чтобы оставаться в цитоплазме или центре клетки, как видно на этих клетках поджелудочной железы, белок не способствует делению клеток. В клетках рака поджелудочной железы мутантная форма KRAS остается близко к внешнему слою клетки и взаимодействует с соседними белками, заставляя клетки слишком сильно делиться. Предоставлено: Дерек Ченг / лаборатория Тувесона / CSHL, 2021 г.

Фото: Мedical Хpress