Исследование: антибиотики могут повысить риск рака толстой кишки

Согласно новому масштабному исследованию (было изучено более 40 тысяч случаев рака в Швеции), прием антибиотиков может повысить риск развития рака толстой кишки через 5-10 лет.

Ранее ученые уже предполагали, что антибиотики могут вызывать длительные изменения в микробиоме кишечника — сообществе микробов, обитающих в пищеварительном тракте, — и что эти изменения могут быть связаны с повышенным риском рака толстой кишки. Теперь, в крупнейшем эпидемиологическом исследовании, когда-либо изучавшем эту связь, исследователи сообщают, что повышенный риск может быть характерен для рака в так называемой проксимальной ободочной кишке — части толстой кишки, которая соединяется с тонкой и начинается в нижней правой части живота.

Согласно исследованию, прием антибиотики в течение более шести месяцев увеличивает вероятность развития рака восходящей ободочной кишки на 17%.

Тем не менее, даже короткие курсы антибиотиков несли связанный с этим риск развития рака, хотя и гораздо меньший.

Полученные результаты перекликаются с результатами аналогичного, но менее масштабного исследования, проведенного в Великобритании и опубликованного в 2019 году в журнале Gut. Автор британского исследования Синтия Сирс так прокомментировала результаты работы шведских коллег:

«Мы думаем, что при приеме антибиотиков нарушается баланс состава микробиоты. Это позволяет патогенам распространиться там, где обычно их не бывает, и вытеснить другие микроорганизмы. Воспаление в толстой кишке усиливается, генерируя химические вещества, которые могут повредить ДНК и вызвать опухоли. Кроме того, внутренняя выстилка кишечника может затем стать более проницаемой, позволяя бактериям проникать в стенки толстой кишки и соединяться в слизистые структуры, называемые биопленками. Исследования показывают, что почти все виды рака проксимального отдела толстой кишки — почти 90% — связаны с такими биопленками».

Данные нового исследования могут послужить еще одной причиной для ограниченного и вдумчивого использования антибиотиков, помимо предотвращения появления устойчивых супербактерий, считают ученые.

***

Колоректальный рак занимает 3-е место среди злокачественных новообразований после рака легких и кожи в России.

07.09.2021