Говорим и показываем. Работа мозга отражается в нашем поведении

Когнитивная лингвистика — сравнительно новое направление в языкознании, в котором исследуются особенности познания мира человеком и то, как они проявляются в языке. Проблемы языкового творчества, значимость физического опыта для освоения мира, проявление стереотипов в коммуникативном поведении человека, избирательность внимания при восприятии текстов разной степени сложности, влияние билингвизма на работу мозга — эти и многие другие вопросы решаются сегодня когнитивными лингвистами.

Актуальные проблемы этой науки и пути ее дальнейшего развития обсуждались недавно на XI Международном конгрессе по когнитивной лингвистике, который в этом году проводился на базе Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ). Его организаторами выступили МГЛУ, Российская ассоциация лингвистов-когнитологов, Институт языкознания РАН и Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина. Конгресс собрал около 350 ученых из России и других стран. Причем не только «чистых» лингвистов. Проблематику, которой в МГЛУ занимаются уже добрых четверть века, в университете стремятся расширять, привлекая специалистов из смежных областей. Междисциплинарность — тренд современной науки.

«Когнитивная лингвистика — это та область знания, которая может связать многие дисциплины для решения практических задач повышения эффективности коммуникации, развития когнитивного потенциала человека, диагностики заболеваний, совершенствования искусственного интеллекта, более точного анализа данных и других насущных задач», — подчеркнула ректор МГЛУ Ирина Краева, открывая конгресс.

Одним из первых на пленарном заседании выступил Борис Величковский, заведующий лабораторией когнитивных основ коммуникаций МГЛУ, профессор факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, посвятивший свое сообщение обзору когнитивных технологий. В исходном психологическом понимании это технологии, которые поддерживают решение сложных задач человеком, используя знания о его когнитивной организации. Согласно последним обзорам международных консалтинговых компаний, это технологии, «копирующие» работу человеческого мозга, действующие так, как будто обладают интеллектом, решающие задачи, для решения которых, как считалось, необходимо быть человеком. Компьютерное видение, машинное обучение, интеллектуальный анализ данных (обработка и нахождение закономерностей в больших объемах информации), распознавание и генерация речи для поддержки естественного взаимодействия с пользователями, различные рекомендационные системы (персонализированные рекомендации по выбору товаров и услуг), интеллектуальные методы планирования — все это методы искусственного интеллекта, так как в них используются математические методы обработки информации. Когнитивные технологии к искусственному интеллекту не сводятся, но пересекаются с ним. Они повышают эффективность познавательной деятельности человека при решении любых задач. Их можно условно разделить на три категории: технологии усиления когнитивного потенциала, создания когнитивных интерфейсов, объективации знания и сознания.

Нейролингвист Ольга Драгой, доктор филологических наук, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ, зашла в когнитивную проблематику с другой стороны. Она рассказала об операциях на открытом мозге, при которых человек остается в сознании, благодаря чему можно наблюдать, как в зависимости от того, на какую часть мозга воздействуют, у оперируемого мгновенно начинает тормозить та или иная функция: теряется связность речи, забываются или путаются слова… Доклад назывался «Картирование речи во время операций в сознании: индивидуальная репрезентация языка в мозге и пределы пластичности».

«Такая взаимная подпитка всех когнитивных наук сегодня крайне важна, возникает эффект синергии, — говорит проректор по науке МГЛУ профессор Ольга Ирисханова, организатор конгресса. — Специалисты, которых мы собрали, работают по разным направлениям. Во-первых, в сфере разработки искусственного интеллекта (ИИ). Поскольку ИИ копирует мышление человека, чем глубже мы будем изучать свой собственный интеллект, познание через речь, тем ближе к нам станет интеллект искусственный. Второе направление, связанное с первым, — цифровые технологи. Оно было представлено, в частности, в докладе «Лингвистические маркеры социальных изменений», сделанном профессором Валерием Соловь­евым, математиком и лингвистом из Казанского федерального университета. Владимир Соловьев сейчас возглавляет экспертный совет ВАК по когнитивным наукам. Сам ученый занимается корпусной лингвистикой, обработкой больших данных, в том числе математическими методами. В докладе он показал, как через статистику можно увидеть корреляцию частоты использования того или иного слова с разными социальными событиями и трендами. Кстати, многие когнитивные лингвисты не могут превращать малые корпуса (то есть коллекции) ресурсов, текстов в крупные. А это делать необходимо хотя бы потому, что искусственный интеллект обучается именно на крупных корпусах, да и данные, получаемые из них, более объективны. Причем корпуса эти могут быть не только языковыми, но и полимодальными».

Полимодальность, или мультимодальность — это способность человека совмещать в процессе познания и коммуникации несколько способов (модусов) освоения мира и общения: вербальный, визуальный, кинетический (жестовый) и другие. Изучение полимодальности — еще одно тематическое направление конгресса. Им в МГЛУ занимается Центр социокогнитивных исследований дискурса ­(СКоДис), который возглавляет Ольга Ирисханова. На конгрессе она выступила с докладом «Воплощенное творчество, или могут ли жесты быть креативными». Еще несколько сообщений были связаны с выполнением возглавляемого ею большого проекта РНФ, выигранного в 2019 году и посвященного изучению вербально-телесного поведения людей, говорящих в условиях повышенной когнитивной нагрузки. Исследуется, как синхронные переводчики используют речь, жесты и взгляд в моменты затруднений. Роль жестов оказывается значимой для преодоления нагрузки, и это их свойство важно учитывать при подготовке будущих специалистов.

Совместно с лабораторией Бориса Величковского СКоДис организовал в рамках конгресса ставшую уже традиционной Школу начинающего исследователя MEMUMO (Methods of Multimodal Communication). О популярности школы говорит то, что записались на нее не только начинающие, но и вполне зрелые ученые из разных университетов. Впервые школа прошла в 2014 году и с тех пор организуется ежегодно. Мастер-классы в рамках школы были посвящены использованию айтрекера в исследованиях, изучению жестов, «обучению» роботов поведению, наиболее благоприятствующему коммуникации с человеком. Кстати, сейчас в МГЛУ всерьез заинтересовались вопросом, как робот-ассистент может способствовать более эффективному изучению иностранного языка.

Наталия Булгакова

Нет комментариев