Старопоморцы, спасовцы и бегуны. История российских старообрядцев

19.06.2021

Старообрядчество — старейшее христианское течение России, стихийная попытка законсервировать восточно-христианское православие в дораскольных формах XVII века, чтобы противостоять модернизации текстов и ритуала по новогреческому образцу. Однако наличие разнообразных старообрядческих толков и согласий свидетельствует о том, что полная консервация невозможна, старообрядчество продолжало развиваться в условиях рассеянности и изоляции, в результате появилось множество вариативных групп приверженцев старой веры. Молокане, баптисты, свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня и множество других христианских сект – явления более позднего характера, связанные с теми же тенденциями, что и европейский протестантизм – борьбой с церковными привилегиями, роскошью и оторванностью духовенства от народа. Отсюда иконоборчество, избирательное отношение к богослужебным текстам, избранничество в институте духовных пастырей и т.п.

О традициях российского старообрядчества порталу «Поиск» рассказывает старший научный сотрудник Южного научного центра РАН (г. Ростов-на-Дону) этнолингвист Татьяна Власкина.

Татьяна Юрьевна, когда возникло старообрядчество?

– Уже в конце XVII века складываются старообрядческие центры: Поморье, Северо-Запад, Керженец, Старо-дубье, Ветка и Дон. Обосновавшиеся в новых местах, укрытые от правительственного ока, старообрядцы имели возможность осмыслить важнейшие для них вопросы об отношении к дворянскому государству и господствующей церкви. Очень рано проникло старообрядчество и на вольный Дон – первые известия о нем относятся к 70 годам XVII века. Оно было занесено туда монахом Иовом, дело которого после его смерти продолжал Досифей. Первые донские старообрядцы искали только прибежища от преследований и не пытались влиять на внутривойсковую ситуацию. Центром старообрядчества на Дону стала в то время Чирская пустынь. Основным районом мест, куда бежали старообрядцы, был район среднего течения Дона и его левых притоков ‒ Хопра, Бузулука, Медведицы. Эти места оставались для приверженцев старой веры основными местами заселения, вплоть до того, что уже к 1680-м г.г. здесь появляются первые старообрядческие поселения. Уже и в 1686 г. их число на Медведице было доходит до 17 старообрядческих поселений, в каждом из которых насчитывалось по 19–20 куреней, а всего совокупное количество жителей ‒ до 2 тыс. Тем не менее в начале XVIII в. влияние приверженцев старой веры ограничивалось, по большей части, верховыми городками по рекам Хопер, Медведица. Низовые городки и станицы в конце XVII в. были меньше подвержены распространению старообрядчества.

Среди донцов предводители народных повстанческих движений Степан Разин, Кондрат Булавин, Игнат Некрасов – самые знаменитые старообрядцы?

– Одновременно с проникновением старообрядческой религиозной доктрины возникает и ее политические протестные вариации. К приверженцам старой веры примкнули представители донской старшины, составлявшие антимосковскую партию. Верность традициям – старинным казачьим вольностям стала насыщаться религиозными коннотациями, отсылкой к вере предков и противопоставляться политической и религиозной модернизации (подчинению Московской власти и церковной реформе). Борьба за независимость Дона приобрела священный статус. Таким образом, старообрядческая составляющая оказалась представленной в знаменитых казачье-крестьянских бунтах конца XVII – начала XVIII вв. – Разинском и Булавинском восстаниях. Даже больше — мне приходилось слышать, как Булавинское восстание называют религиозной войной, но это, конечно, преувеличение одного из многих факторов. Но не случайно потомки казаков войска Кондрата Булавина – казаки-некрасовцы – составили одну из оригинальных групп старообрядцев-поповцев, принявших впоследствии Белокриницкую иерархию.

Кто еще из известных донцов считал себя старообрядцем?

– Денисовы из станицы Пятиизбянской – один из знатнейших казачьих родов на Дону, давший двух донских войсковых атаманов и нескольких талантливых военачальников, в частности, братья-генералы Федор Петрович Денисов и Василий Петрович Денисов, от которых пошел графский род Орловых-Денисовых, включая героя Отечественной войны 1812 г. Василия Васильевича Орлова-Денисова.

Атаман Донского казачьего войска — Матвей Иванович Платов (1751—1818), генерал от кавалерии, который принимал участие во всех войнах Российской империи конца XVIII — начала XIX века. В 1805 году основал Новочеркасск, куда перенёс столицу Области Войска Донского. М. Платов родился в Черкасске. Его отец — войсковой старшина по рождению принадлежал к старообрядцам-поповцам.

Богатейшие ростовские купцы XIX – XX вв. Золотаревы, Парамоновы, Панченко, Максимовы, Жаровы, Н.А. Панин тоже старообрядцы. Можно назвать еще не один десяток фамилий.

Как после своего поражения старообрядцы смогли сохранить веру?

— Потерпев поражения в открытых противостояниях, донские старообрядцы были принуждены тайно сохранять свою веру. Испуганному и подавленному народу пришлось приспосабливаться к жизненным обстоятельствам и давать обещания «более не держаться старой веры».

Обещания давали, но оставались стойкими приверженцами старины и, по определению государственных чиновников, в некоторых округах донские казаки почти поголовно были «потаенными раскольниками». По мере смягчения государственных позиций, развития компромиссных решений в виде единоверческой, обновленческой церквей, различные толки донских старообрядцев получали возможности для легализации.

Сколько старообрядцев было в России и на Дону?

– Донская епархия во второй половине XIX — начале XX в. являлась первой в Российской империи по распространению на ее территории старообрядчества. В 1909 г. казаков-старообрядцев различных толков и согласий насчитывалось от 129 до 140 тыс. чел., они составляли более 5 % от общего количества населения Донской епархии (примерно 2,5 млн чел.), в то время как общее число старообрядцев в 1909 г. в Российском государстве достигло 15 млн чел.

На страницах епархиальной печати («Донские епархиальные ведомости», «Слово церкви», «Церковь») упоминаются около 100 поселенческих общин следующих старообрядческих толков и согласий: поповцы — приемлющие священство, преходящее от православной церкви (беглопоповцы) и приемлющие Белокриницкую иерархию (иногда их называли «австрийцами»); беспоповцы-поморцы (старопоморцы), средники, спасовцы и бегуны. По численному составу на 1903 г. наибольшее распространение имели беглопоповский (46 036 чел.) и белокриницкий (47 377 чел.) толк. Отмечалось, что из всех старообрядческих групп постепенно усиливается Белокриницкая иерархия.

Почему, несмотря на гонения, на Юге сохранилось старообрядчество?

– По распространенному среди старообрядцев мнению, такое мощное укоренение раскола на Дону «возможно объяснить только тем, что донские казаки в большинстве своем никогда не принимали (искренне) новин патриарха Никона». По другой версии, старообрядчество на юге России явилось не результатом раскола, а результатом сохранения верований раннего христианства, и ему долго удавалось удерживать религиозную автономию. Обе точки зрения справедливы, они дополняют друг друга. По мере интеграции донской старшины в российское правовое пространство «правильная» вера превратилась в важное условие успешной карьеры. И с усилением давления государства и церкви, официально признанной в качестве «православной» (т.е. единственно верной), христианской церкви на представителей иных конфессий, донские старообрядцы были вынуждены «уходить в подполье» — жить скрытно скрывать свою религиозную принадлежность и формально проявлять лояльность к церковным нововведениям господствующему вероисповеданию. Тем и сохранились. А те из них, кто не желал подчинения и двойной жизни, ушли на Куму и на Кубань еще в конце XVII века. Любопытно, что одним из последствий переживания донским старообрядчеством длительного «тайного периода» в своей истории стало представление о единстве донского казачества в вопросах вероисповедания — исключительной приверженности РПЦ (русской православной церкви). Подобная категоричность особенно свойственна представителям современного движения за возрождение казачества.

Фото из открытых источников

 

Нет комментариев