Nature: учёные разгадали тайну происхождения чёрной смерти

15.06.2022

Ученые считают, что смогли разгадать тайну, которая почти 700 лет не давала покоя многим поколениям исследователей. Место происхождения самой смертоносной в истории человечества пандемии чумы, случившейся в средние века,  наконец удалось найти. Тогда болезнь унесла жизни большей части жителей Европы.

«Когда в конце 1880-х годов из могил на севере Кыргызстана была извлечена коллекция из тридцати с лишним скелетов, археологи мало что знали о том, что почти 130 лет спустя останки откроют новые доказательства происхождения черной смерти», — пишет издание Science Alert.

Останки, покоящиеся возле озера Иссык-Куль, где были извлечены скелеты, нашли современные ученые. Правда, сначала по документам: историк Филип Славин, из  Университета Стирлинга обнаружил внезапный всплеск смертей в конце 1330-х годов на двух кладбищах возле озера Иссык-Куль на территории современного Кыргызстана.

Среди 467 надгробий, датированных между 1248 и 1345 годами, Славин проследил огромный рост смертей: 118 камней датированы 1338 или 1339 годами. На некоторых надгробиях были надписи с упоминанием неизвестной чумы. Члены команды извлекли ДНК из зубов восстановленных скелетов, секвенировав генетический материал и сравнив его с современными и историческими геномами Y. pestis — бактерией, вызывающей чуму.

«Полный анализ генома бактерии показал, что она была прямым предком штамма, вызвавшего Черную смерть в Европе восемь лет спустя, и в результате, вероятно, стала причиной смерти более половины населения континента в следующем десятилетии или около того», — пишет Тhe Guardian.

О результатах исследования сообщается в Nature .

Фото: Nature