Ученые составили глобальную геологическую карту Венеры

Сотрудники лаборатории сравнительной планетологии ГЕОХИ РАН, совместно с Университетом Брауна (Провиденсе, Род-Айленд, США) в течение ряда лет проводили фотогеологический анализ радарных изображений поверхности Венеры, что позволило составить несколько региональных геологических карт, а в конечном итоге – глобальную геологическую карту этой планеты.

Результаты опубликованы в журнале «Journal of the Geological Society of London» (Head, Ivanov, Basilevsky, 2023) [1] Полная версия статьи доступна по ссылке.

В работе описываются результаты геологического картирования Венеры, представленные в виде геологической карты масштаба 1:12000000 и анализируются результаты геологического картирования этой планеты другими исследователями (Рис. 1). Этот анализ показал, что показанные на глобальной карте подразделения сформировались в течение последних 20% геологической истории этой планеты. В самый древний из задокументированных, Фортунский период, имели место интенсивные тектонические деформации с образованием так называемых тессер (t). Гиневрский период (rp1, rp2, psh, gb, pr, mt, pdl) ознаменовался почти глобальным образованием вулканических равнин. Для последующего Атлинского периода (pl, ps, sc, ac, rz) характерно формирование ярко выраженных рифтовых зон и крупных щитовых вулканов. Выяснилось, что Венера в своем развитии не похожа ни на Землю, ни на меньшие планеты и спутники планет.

Глобальная геологическая карта Венеры (ГЕОХИ)

В статье суммируются результаты многолетней работы авторов по изучению геологического строения планеты Венера, выделению на ней вещественных подразделений, и выявлению их возрастной последовательности, что привело к составлению нескольких региональных геологических карт и, наконец, глобальной геологической карты этой планеты. Принципы геологического картирования Земли были сформулированы работе William Smith, опубликованной в 1815 г. В годы космических исследований при геологическом картировании планет и малых тел эти принципы были соответственно приспособлены к условиям, когда используемые данные это, в основном, результаты дистанционного зондирования.

Анализ того, что уже сделано, позволяет сформулировать вопросы, которые следует решать в последующих миссиях к этой планете: американских – орбитальный аппарат VERITAS и исследования атмосферы и посадка на поверхность в миссии DAVINCI; европейский орбитальный аппарат EnVision; индийский орбитальный аппарат Shukrayaan-1; российские орбитальный и посадочный аппараты миссии Венера-Д; и китайский орбитальный аппарат VOICE. Обсуждаются результаты этих работ и работ других планетологов, занимавшихся геологическим картированием Венеры и смежными исследованиями планеты.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнауки России.

Изображение: ГЕОХИ