Генетически редактированный теленок развивается хорошо — УрО РАН

08.08.2022

В Уральском федеральном аграрном научно-исследовательском центре УрО РАН планируют провести эксперимент по получению потомства от первой генетически редактированной коровы. Об этом сообщила в воскресенье ТАСС ведущий научный сотрудник центра, доктор биологических наук Анна Кривоногова.

О выведении первого генетически редактированного теленка центр сообщил в январе. Для этого впервые в России была разработана технология, позволяющая менять геном коровы уже на уровне одной клетки. У этого теленка был заблокирован ген приверженности к лейкозу – одному из самых распространенных инфекционных заболеваний у крупного рогатого скота.

«Теленок здоров, растет, все у него в порядке. Пока мы за ним просто наблюдаем. Это девочка, если все будет благополучно, то попробуем получить потомство, оценим, как процесс редактирования генома повлиял на репродуктивные качества. Ну и посмотрим, сколько молока она будет давать и какого качества молоко. Но пока ей по возрасту еще рановато, ей меньше года», – рассказала Кривоногова.

И.о. директора центра, чл.-корр. РАН, доктор с/х наук Никита Зезин уточнил, что животное является не генетически модифицированным, а генетически редактированным. «То есть не берутся инородные гены, а переставляются, – сказал он. – Сейчас мы отрабатываем технологию редактирования генома крупного рогатого скота. Мы преследуем три цели – создать животное, устойчивое к лейкозу, безрогое и дающее гипоаллергенное молоко».

По словам Кривоноговой, в центре уже есть отредактированные эмбрионы с необходимыми свойствами, которые пока хранятся замороженными. «Главная задача – получить сам инструмент. Там же не только само редактирование, там огромное количество манипуляций, связанных с искусственным выращиванием клеток, эмбрионов, их консервацией, подсаживанием. На каждом этапе возникает большое количество трудностей», – пояснила она.

Пресс-служба УрО РАН