Заявление природы. Катастрофа на Камчатке дала повод для углубленных исследований

30.10.2020

На круглом столе, посвященном экологической катастрофе в акватории Авачинского залива на Камчатке, ученые, чиновники и представители общественных организаций подвели научные итоги случившегося, представив результаты комплексных научных исследований проб, взятых в акватории залива. Было подтверждено, что экологическую катастрофу на Камчатке вызвало природное явление, носящее название «красный прилив».

«Размах катастрофы и неочевидность ее причин привели к очень сильному общественному резонансу с обсуждением различных версий происшедшего. Ученые сразу отреагировали на запросы государственных органов и частных организаций»,

— начал встречу президент РАН Александр Сергеев.

Как сообщила руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Светлана Радионова, на месте происшествия проведены около 5 тысяч исследований.

«Мы не видим ярко выраженного техногенного характера воздействия на среду обитания гидробионтов. Есть превышения в пробах по железу, на отдельных участках — по нефтепродуктам, но все они кратные, а не в десятки раз»,

— сказала она.

Начальник Управления организации научных исследований Федерального медико-биологического агентства Игорь Березин, рассказал, что научные институты агентства, специализирующиеся в области промышленной токсикологии, провели комплексную экспертную работу. По его словам, у всех лиц, обратившихся за медицинской помощью, клинико-биохимические показатели анализов оказались в норме. Тяжелые металлы и иные техногенные загрязнители, которые, как правило, сопутствуют промышленным выбросам, в биологических пробах у этих лиц не обнаружены.

Пробы, отобранные в окружающей среде, показали, что содержание алюминия, бериллия, кадмия, марганца, мышьяка, свинца, хрома, ртути и пр. в морской и речной воде, песке и почве не превышает ПДК. Вода в контрольных колодцах полигона Козельский и в реке, впадающей в акваторию залива, отнесена к пятому классу опасности, то есть безопасна. В морской воде Халатырского пляжа обнаружены продукты гидролиза микроцистинов, относящихся к нейротоксинам, выделяемым водорослями.

«Техногенного воздействия на людей не усматривается, — заключил Березин. — А воздействие сакситоксинов (нейротоксинов, продуцируемых водорослями — Прим. ред.) на людей требует дальнейших исследований, но это уже экспертная работа на уровне криминологических экспертиз».

Как рассказала заместитель директора по научной работе Национального научного центра морской биологии им. А.В.Жирмунского ДВО РАН Татьяна Орлова, она уже на второй день после случившегося была уверена в том, что виновник гибели морских животных — типичный «красный прилив».

Татьяна Юрьевна более трех десятков лет исследует микроводоросли и прекрасно знает, что подобные явления случаются, например, на побережьях США.

«Красным приливам», как и ураганам, присваиваются собственные имена. Последние американские приливы, накрывшие в 2013-м, 2014-м и 2015 годах побережье Аляски, получили имя «пивной», потому что образовалась пена цвета нефильтрованного пива. Как рассказала Т.Орлова, камчатский она и ее коллеги решили окрестить словом «медвежий», трансформировав слово beer (пиво) в bear (медведь). Татьяна Юрьевна заверила всех, что никаких следов техногенного воздействия обнаружено не будет.

«Таким образом, мы можем сказать, что массовая гибель морских животных была вызвана не людьми, а водорослями. На Камчатке и ранее наблюдалось цветение токсичных микроводорослей, но в районах, которые расположены севернее. В этом же году их распространение стало более обширным и видным вблизи населенных пунктов»,

— резюмировал выступление коллег вице-президент РАН Андрей Адрианов.

Начальник научной водолазной группы Беломорской биологической станции МГУ Александр Семенов также постарался успокоить присутствовавших, сообщив, что водолазы не наблюдали полную гибель гидробионтов.

«Я не называл бы случившееся какой-то глобальной катастрофой, — сказал биолог. — Во-первых, это явление мозаичное (затронуты только те регионы, где концентрация водорослей была максимальной и были условия, способствующие замору). На глубине свыше 20-25 метров ситуация нормальная. На меньших глубинах море уже восстанавливается. Во-вторых, вся северная фауна держится ближе к холодной воде. Как только вода станет прохладнее, животные, которые были на дне, поднимутся. Но нам, тем не менее, нужно будет провести огромную работу и проследить, как пойдет восстановление».

Первый вице-президент Русского географического общества Николай Касимов рассказал о готовящейся экспедиции РГО на Камчатку. Ученый указал, что случившаяся ситуация — межведомственная проблема, заниматься которой должны все.

Высказали свое мнение о природном катаклизме и представители общественных организаций. Так, директор Департамента по программам, исследованиям и экспертизе  Greenpeace в России Иван Блоков подчеркнул, что не считает озвученные учеными выводы окончательными и что необходимо проводить дальнейшие исследования, пока итоговые данные не будут опубликованы в уважаемых научных журналах.

«Если все-таки это были водоросли, принципиально важно определить, откуда они появились. Было ли это природное явление? Честно говоря, сомневаюсь, потому что в очень многих случаях в мире это инспирировано человеческой деятельностью. Был ли какой триггер, мы не знаем»,

— заметил Блоков.

«Вы говорите о недоверии… Может быть, мы посадим ваших ученых и ученых РАН, чтобы начать нормальную научную дискуссию? Зачем ждать статей? Давайте соберемся и обсудим»,

— предложил представителю Greenpeace Александр Сергеев.

Министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин указал на то, что «ситуация показала необходимость развития системы комплексного мониторинга состояния окружающей среды». Дмитрий Николаевич предложил РАН вместе с Министерством природных ресурсов, Минобрнауки и Русским географическим обществом разработать комплексную программу научного изучения территории Камчатки, включая проведение масштабной экспедиции. Есть вероятность, что Тихий океан у берегов Камчатки будут изучать также вместе с командой Кусто и другими зарубежными исследователями.

«Я считаю целесообразным сделать это в следующем году. Уже сейчас мы готовим обращение в адрес председателя правительства о поддержке этой экспедиции. Проработаны вопросы использования научно-исследовательских судов,  готовится предложение по научной программе и необходимому оборудованию. Предлагаю с этого момента отсчитывать старт проекта и уже сейчас начать подготовку», — заявил Кобылкин.

Губернатор Камчатского края Владимир Солодов выразил благодарность ученым и всем, кто неравнодушен к сложившейся ситуации. Ликвидация потенциально опасных для здоровья и жизни людей объектов, которые копились десятилетиями (а сегодня только в Авачинской бухте затоплены 84 судна) — безусловный приоритет для властей Камчатки. Также Солодов поддержал идею экологов о дальнейшем анализе последствий, защите краснокнижных млекопитающих, подчеркнув, что для этого необходимо возобновление системного мониторинга края.

«Анализ ученых носит исчерпывающий характер, однако я предлагаю провести до конца года несколько экспедиций, чтобы дальше мониторить эту нетривиальную ситуацию. Ведь понятно, что подобное может повториться»,

— сказал губернатор, выразив уверенность в том, что Камчатка «может стать центром компетенций по изучению подобных явлений природы в океане».

Заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая также выразила мнение, что все подобные инциденты необходимо расследовать вместе с учеными.

«Сформированы конкретные предложения по исследованиям Камчатки, они уже переданы в правительство, и ведется работа с тем, чтобы обеспечить их подготовку и финансирование, — проинформировала Яровая. — Необходимо определить новый алгоритм работы по контролю и мониторингу любых экологических ситуаций».

Президент РАН подвел итоги.

«Та цепочка событий, которая выстраивается сейчас, дает нам основания с высокой долей вероятности сказать, что ситуация на Камчатке — экстремальное, но не необычное природное явление, не техногенная катастрофа. Мы должны лучше слышать ученых и больше доверять российским специалистам, а с иностранными коллегами — сотрудничать и использовать их лучшие практики»,

— сказал Александр Михайлович.

При этом глава РАН предложил «очнуться» и взять на вооружение «реальную программу исследований», которая могла бы прогнозировать подобные события.

Андрей СУББОТИН

Нет комментариев