Жаркий климат делает крылья самцов стрекоз менее нарядными

06.07.202

Крылья стрекоз — не только «инструмент» для подъема в воздух. На тонких хитиновых пластинах нанесены пятна и узоры — благодаря разному количеству пигмента  самцы и самки одного вида узнают друг друга. Пятна также помогают отпугивать соперников.

Темные пятна на крыльях самцов стрекоз в период с 2005 по 2019 годы изучали ученые Вашингтонского университета в Сент-Луисе под руководством Майкла Мура. Отчет о работе исследователей появился 5 июля на сайте phys.org.

Изучив 2700 фотографий 319 видов стрекоз, загруженных на научную платформу сообщества iNaturalistу, ученые пришли к выводу: в более прохладные годы пятна на крыльев самцов стрекоз был более ярким и эффектным, чем в жаркие. Когда температура повышалась, окраска крыльев у самцов бледнела. В отличие от крыльев самок — на них эта тенденция не распространялась.

«Наше исследование показывает, что пигментация крыльев самцов стрекоз настолько последовательно развивается в ответ на климат, что это одна из самых предсказуемых эволюционных реакций, когда-либо наблюдавшихся в отношении черты, связанной со спариванием», — сообщил Майкл Мур.

Ученые бьют тревогу: с учетом того что в ближайшие 50 лет климат на планете станет жарче, перспективы у стрекоз не очень оптимистичные. Если рисунок на крыльях стрекоз-мужчин будет бледнеть, самки могут их просто не узнать, спариваясь с самцами других видов. К тому же при повышении температуры крыла более чем на 2 градуса его ткань повреждается, а это может привести к гибели крылатого насекомого.

Фото: https://phys.org/