Во время наводнения огненные муравьи создают плоты из собственных тел

02.07.2021

Поведение огненных муравьев изучили исследователи Университета Колорадо. Более ранние исследования показали: высокоорганизованные насекомые во время наводнений могут использовать собственные тела в качестве строительного материала для плотов. Муравьи сжимают друг друга челюстями и лапками, создавая прочную структуру.

В новой работе, результаты которой опубликованы в журнале  Journal of the Royal Society Interface , исследователи подробно описывают действия муравьиных плотов в воде. Выяснилось, что в зависимости от целей эти сооружения могут менять форму.

Изображения:  муравьиные плоты образуют динамические структуры: ( а ) плавающая структурная сеть муравьиных плотов поперечно связана муравьиными телами. Масштабная линейка представляет одну среднюю длину тела муравья. ( б ) Огненные муравьи в природе образуют плоты, которые при различных граничных условиях образуют тросовые выступы и мосты. Фотография использована с разрешения Элисон А. Боковен, Западный колледж Аризоны. Вид муравьиного плота, прикрепленного к акриловому стержню, изображен в начале ( c ) и ( d ) в конце эксперимента 60-минутной продолжительности, чтобы проиллюстрировать циклический рост выступов, который происходит за это время. Источник: https://royalsocietypublishing.org/doi/10.1098/rsif.2021.0213

Для того чтобы проследить за поведением насекомых, ученые в лаборатории собрали их в единую массу и опустили в большой резервуар с водой, в центре которого располагался акриловый стержень. Вокруг него быстро образовался круг из огненных муравьев. Они подплывали друг к другу, сцепляясь вместе и создавая единую структуру. Но форма плота периодически менялась — в сторону берега вытягивались «рукава». С их помощью муравьи надеялись выбраться на сушу.

Круговорот насекомых в «муравьином плоту». Источник: https://royalsocietypublishing.org/doi/10.1098/rsif.2021.0213

Но присмотревшись к плоту внимательнее, исследователи обнаружили, что он еще и двухслойный. На нижнем ярусе были насекомые, которые обеспечивали плавучесть сооружения, по ним маршировали те, кто время от времени создавал из своих тел «рукава», тянущиеся к берегу. Ученые пишут, что верхние особи спрыгивали в воду и хватались лапками за нижних муравьев. Эта цепочка постоянно циркулировала: подобно конвейерной ленте или беговой дорожке, нижние насекомые сменяли верхних, и наоборот.

Видео: https://nat-geo.ru/