Удивительный зверек. Исчезающий североамериканский черноногий хорек клонирован из замороженного материала

Элизабет-Энн — первый в мире клон черноногого (или американского) хорька, и это первое из клонированных в США животных исчезающего вида. Рождение Элизабет-Энн — важная веха в исследованиях по повышению генетического разнообразия исчезающих видов, отмечает издание Gizmodo. Клонированная самка черноногого хорька родилась 10 декабря 2020 года. Она — генетический двойник такого же хорька по кличке Вилла, умершего в 1988 году. Клетки Виллы хранились в криобанке зоопарка Сан-Диего, который был создан более 40 лет назад в надежде на появление в будущем новых возможностей для сохранения видов.

«Мы счастливы, что спустя годы смогли предоставить жизнеспособные клеточные культуры для такого новаторского проекта», — говорит директор подразделения по природоохранной генетике в зоопарке Сан-Диего Оливер Райдер.

Сегодня все черноногие хорьки (вид Mustela nigripes) —  это потомки всего семи особей. Вид был включен в список исчезающих в США в марте 1967 года. В 1981-м владелец ранчо в Вайоминге нашел на своей земле группу черноногих хорьков, отдельные представители которой были использованы для запуска программы по выведению этих животных в неволе. В настоящее время в разных местах США обитают несколько популяций — потомков тех хорьков. В 2008 году Служба охраны рыбных ресурсов и диких животных США (U.S. Fish and Wildlife Service) завершила пятилетнее исследование, по результатам которого вид черноногих хорьков получил статус наиболее подверженного вымиранию млекопитающего страны.

Эксперимент по клонированию черноногого хорька имел целью повышение его генетического разнообразия, которое может дать толчок к восстановлению североамериканской популяции. Низкое генетическое разнообразие — признак узкородственного разведения и ограниченности популяции, и оно может привести к целому ряду проблем, включая повышенную подверженность заболеваниям и генетическим нарушениям, снижение способности к адаптации в дикой природе и коэффициента плодовитости.

Генетический двойник Виллы хорек Элизабет-Энн не родственница вайомингских хорьков, найденных в 1980-х. В ее геноме при сравнении с геномами хорьков ныне живущих популяций обнаружили множество уникальных вариантов. Если Элизабет-Энн сможет принести потомство, это будет маленьким, но очень важным шагом на пути к повышению генетического разнообразия восстанавливаемой популяции, отмечают ученые. Элизабет-Энн и ее суррогатная мать содержатся в природоохранном центре черноногих хорьков в Колорадо.