Ни жива ни мертва. Ученые частично «воскресили» свинью

Исследователи из Йельского университета, группа под руководством нейробиолога Ненада Сестана, решили проверить, действительно ли необратимо состояние, обозначаемое как «необратимая остановка сердца» и подразумевающее остановку кровообращения и насыщения гемоглобина крови кислородом и влекущее за собой смерть. Экспериментаторам удалось восстановить циркуляцию крови и клеточную активность в жизненно важных органах свиньи — в сердце и головном мозге — спустя час после смерти животного. Эта работа продолжает эксперименты 2019 года, когда те же ученые оживили мозг свиньи, отделенный от ее тела, через четыре часа после смерти и тем самым подвергли сомнению идею о том, что конечной точкой жизни организма является смерть головного мозга, пишет Nature News.

В статье, которую опубликовал журнал Nature, свинью, умершую час назад, подключили к системе под названием OrganEx, которая перекачивала через тело животного кровезаменитель. Раствор, содержащий кровь свиньи и 13 соединений, включая антикоагулянты, замедлял распад тканей животного и быстро восстановил функцию некоторых органов, в частности, сердечные сокращения и активность клеток печени и почек.

Несмотря на то, что OrganEx способствовал сохранению целостности некоторых мозговых тканей, ученые не зарегистрировали какой-либо координированной активности мозга, которая могла бы указать на восстановление сознания или каких-либо ощущений. Так же, как эксперименты трехлетней давности, это исследование, скорее, возрождает дискуссии об определении факта смерти и этической стороне посмертного донорства органов. Авторы подчеркивают, что полученные результаты не означают, что свиньи были в той или иной степени оживлены после смерти, особенно если учесть отсутствие электрической активности в головном мозге. Но «мы заставили клетки делать нечто, на что они были бы неспособны», если животное мертво, говорит один из авторов публикации — Звонимир Врселья из лаборатории Сестана в Йельском университете.