Назван источник липидов с высокой пищевой ценностью

Учёные Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского Дальневосточного отделения РАН совместно с ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН исследовали липиды двух видов крабов Eriocheir japonica и Paralithodes camtschaticus. Статья исследователей опубликована ЗДЕСЬ.

Крабы относятся к большой группе беспозвоночных, некоторые из которых представляют интерес как значимые объекты марикультуры и промышленного рыболовства. Съедобные части краба, будучи известным деликатесом в мире, обладают ценными питательными свойствами. Мясо краба содержит незаменимые аминокислоты, минералы и витамины. Из панциря краба получают хитозан, обладающий антибактериальной, антиоксидантной и противоопухолевой активностями.

Одной из важных составляющих питательной ценности крабов являются липиды с высоким содержанием n-3 полиненасыщенных жирных кислот – эйкозапентаеновой (ЭПК) и докозагексаеновой (ДГК) кислотами. В настоящее время особый интерес для биохимических исследований представляет профиль молекулярных видов липидов (липидом). Морские липиды являются многокомпонентной смесью различных по структуре и свойствам соединений. Например, полиненасыщенные жирные кислоты обладают высокой биологической активностью и являются незаменимыми для человека. Пищевая ценность крабов E. japonica и P. camtschaticus подтверждена высоким содержанием молекулярных видов липидов с n-3 полиненасыщенными жирными кислотами.

Камчатский краб P. camtschaticus является ценным промысловым объектом, пользующийся большим спросом на рынке. Нестабильное природное воспроизводство этого вида требует применения мероприятий по искусственному разведению камчатского краба. Краб E. japonica наряду с его близким родственником китайским мохнаторуким крабом E. sinensis являются одними из наиболее популярных видов, выращиваемых в условиях марикультуры.

Животные были выловлены в Японском море водолазной службой ННЦМБ ДВО РАН. Общие липиды экстрагировали из свежих тканей животных. Для анализа в тканях крабов основных структурных фосфолипидов – фосфатидилэтаноламинов (ФЭ), фосфатидилхолинов (ФХ), фосфатидилсеринов (ФС) и фосфатидилинозитолов (ФИ), использовали высокоэффективную жидкостную хроматографию с масс-спектрометрией высокого разрешения. Для анализа триацилглицеринов (ТГ) использовали сверхкритическую хроматографию с масс-спектрометрическим и светорассеивающим детектированием.

Высокое содержание липидов было отмечено для гепатопанкреаса крабов. У всех ракообразных гепатопанкреас является органом, совмещающим функции печени и поджелудочной железы. Из-за ряда особенностей питания разных представителей гепатопанкреас секретирует большое количество пищеварительных ферментов, гидролизующих все классы природных полимеров и обладающих специфичностью и необычно высокой активностью.

Крабы имели ряд особенностей в составе фосфолипидов мышц и гепатопанкреаса. Основными классами липидов в гепатопанкреасе были триацилглицерины, стерины, фосфатидилхолины и фатидилэтаноламины. В мышцах крабов преобладали фосфатидилхолины, фосфатидилэтаноламины и диацилглицерины. Также в липидах крабов были идентифицированы сфингомиелины, фосфатидные кислоты, лизо-фосфатидилэтаноламины и лизо-фосфатидилхолин.

Триацилглицерины (ТГ) были основным классом липидов в гепатопанкреасе краба. ТГ японского мохнаторукого краба отличались более высоким содержанием пальмитиновой, пальмитолеиновой, линолевой и арахидоновой кислотами и меньшим содержанием эйкозапентаеновой и докозагексаеновой кислот по сравнению с ТГ камчатского краба. Ткани японского мохнаторукого краба содержали меньшее количество молекулярных видов ФХ и ФИ с эйкозапентаеновой кислотой и отличались повышенным содержанием арахидоновой кислоты в ФЭ, ФС и ФИ по сравнению с тканями камчатского краба. Ткани камчатского краба имели различия в составе фосфатидилхолинов: мышцы содержали большее количество молекулярных видов с простой эфирной связью.

Развитие марикультуры в России требует детальной информации о морских организмах. Липиды одними из первых в организме реагируют на изменение условий окружающей среды, диеты или возникновения заболеваний. Полученные данные о профиле молекулярных видов липидов могут быть полезны при искусственном воспроизводстве и разведении крабов.

Данные о профиле молекулярных видов липидов могут служить основой для будущих исследований в области биохимии и аквакультуры крабов.

«Давно известно, что морские организмы являются богатым источником веществ, в том числе липидов, с высокой пищевой ценностью. В настоящее время с использованием высокоэффективной жидкостной хроматографии и масс-спектрометрии высокого разрешения мы можем получить данные о структуре молекулярных видов липидов, содержащихся в тканях морских организмов. Данные о профиле молекулярных видов липидов позволяют более подробно охарактеризовать пищевую ценность исследуемых организмов», — рассказала старший научный сотрудник Лаборатории сравнительной биохимии ННЦМБ ДВО РАН Екатерина Ермоленко.

Национальный научный центр