Грибной сезон. Микологи наращивают исследования в Дагестане

Десятки видов афиллофороидных грибов обнаружила в Дагестане за последние несколько лет научная группа, в состав которой входят ученые Горного ботанического сада Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, Ботанического института РАН и Дагестанского госуниверситета.

«Объект нашего исследования — афиллофороидные грибы, — рассказывает старший научный сотрудник лаборатории систематики и географии грибов Ботанического института РАН Сергей Волобуев. — Эта группа представлена гомобазидиальными непластинчатыми макромицетами. Они очень разные и по внешнему виду, и по строению плодовых тел. При этом у афиллофороидных грибов есть уникальная особенность: они обладают возможностью глубокого ферментативного разложения древесины, вплоть до ее полной ликвидации, что обеспечивает круговорот веществ и трансформацию энергии в лесных экосистемах».

Рост грибов происходит из-за избытка воды в древесине. Некоторые виды являются возбудителями стволовых и корневых гнилей, нанося урон лесному хозяйству. Ученые разделили выделяемую ими гниль на белую, бурую и мягкую. На основе этого можно классифицировать грибы по разрушению, которое они наносят. Например, трутовик окаймленный поселяется на мертвых деревьях, вызывая бурую гниль, а медовый гриб Armillaria обитает на живых деревьях, оставляя белую.

Выделяя ферменты, грибы разлагают различные компоненты клеточной стенки. Например, некоторые грибы могут разрушать целлюлозу и гемицеллюлозу, другие — лигнин, а третьи — все вместе. Таким образом, каждый из них занимает свою экологическую нишу.

Есть также складские и домовые грибы, способные за короткое время разрушать перекрытия жилых помещений. А некоторые из трутовых грибов, наоборот, могут приносить пользу — из них делают лекарственные препараты.

Ученые научились также применять афиллофороидные грибы в качестве биоиндикаторов для оценки состояния лесных экосистем и оказываемого на них антропогенного воздействия. Без их детального изучения сложно разрабатывать меры по охране биологического разнообразия на той или иной территории.

Благодаря последним исследованиям в Дагестане удалось выявить новые места произрастания редких для региона видов афиллофороидных грибов. Они рекомендованы для занесения  в Красную книгу РД. Всего в ходе исследований только на Гунибском плато зафиксированы 73 новых вида (в целом на территории республики известны 105 видов).

Пресс-служба  ДФИЦ РАН