Данные по молекулярным видам структурных липидов кораллов из различных таксономических групп исследовали ученые ДВО РАН

Российский биолог из Лаборатории биохимии Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского ДВО РАН к.б.н. Татьяна Сикорская представила обзорную статью, в которой на основании литературных и собственных данных обобщена информация о профилях молекулярных видов липидов кораллов. Обзор опубликован в журнале Marine Drugs.

Коралловые рифы – это уникальная морская экосистема, и основой её являются кораллы, организмы типа  Cnidaria. Коралловые рифы занимают небольшую часть (около 0.2%) площади Мирового океана и при этом являются одними из самых биологически разнообразных и ценных экосистем на Земле. Кораллы вступают в сложные взаимодействия с широким кругом микроорганизмов, наиболее известными из которых являются внутриклеточные микроводоросли: динофлагелляты семейства Symbiodiniaceae.

Существование симбиотических видов коралловых полипов полностью зависит от наличия динофлагеллят, которые в процессе фотосинтеза вырабатывают питательные вещества, обеспечивая до 90% энергии,  необходимой организму-хозяину. В настоящее время чрезвычайно остро стоит угроза гибели экосистемы коралловых рифов. Глобальное потепление приводит к повышению температуры морской воды, — главного стрессового фактора, вызывающего разрушение симбиоза между кораллом организмом-хозяином и  динофлагеллятами (так называемый процесс обесцвечивания кораллов). Прогнозируют, что к 2050-му году коралловые рифы могут полностью исчезнуть с лица Земли в результате процесса обесцвечивания.

«Настоящее исследование направлено на обобщение имеющейся информации о профилях структурных липидов коралла организма-хозяина и основных членов его микробиального сообщества. Современные физико-химические методы анализа, включающие высокоэфективную жидкостную хроматографию и масс-спектрометрию, позволяют дать более подробную информацию о липидном составе и проводить более  точный анализ, открывая новые возможности в изучении биохимии и экологии кораллов на молекулярном уровне», — рассказала автор исследования, научный сотрудник Лаборатории сравнительной биохимии ННЦМБ ДВО РАН Татьяна Сикорская.

Ткани коралловых полипов богаты липидами, которые включают сотни индивидуальных молекул липидов или молекулярных видов. Наряду с геномом, протеомом и метаболомом, общий спектр липидных молекул определяется как липидом, а картирование спектра липидов и определение их биологической роли  называется липидомикой. Липидомика является относительно молодой отраслью науки и стала развиваться с 2001 г., чему поспособствовало развитие современных инструментальных методов анализа, таких как высокоэффективная жидкостная хроматография и масс-спектрометрия.

В организме кораллов липиды вовлечены в ряд важных физиологических процессов, поэтому анализ  липидов находит применение в работах по определению репродуктивной стратегии, симбиотических и трофических связей, спектра питания, восстановления индивидуальных колоний кораллов, общих  энергетических затрат организма коралла и влияния условий окружающей среды. Липиды, которые являются структурной основой клеточных мембран и энергетическим резервом у всех кишечнополостных, принимают участие в ответной реакции симбионтов и организма-хозяина на термический стресс.  Эксперименты учёных показали, что не только общие липиды и отдельные их классы чувствительны к тепловому стрессу, но и профиль молекулярных видов липидов симбиотического коралла претерпевает существенные изменения, поэтому анализ липидома позволяет более углубленно изучить липидные изменения, в отличие от классического анализа состава общих жирных кислот (ЖК) и уровня общих липидов.

Липиды голобионта коралла представляют собой смесь липидов Symbiodiniaceae, коралла организма-хозяина и других членов его микробиома. Основными липидами плазматической мембраны коралла организма-хозяина являются алкилацильные фосфатидилхолины и фосфатидилэтаноламины, часть которых содержит нечетные алкильные цепи. Липиды плазматической мембраны симбионтов коралла, кроме своих маркерных жирных кислот16:4n-1, 18:3n-6 и 18:4n-3, содержат также 20:5n-3 и 22:6n-3.

Профили молекулярных видов липидов тилакоидной мембраны, глицерогликолипидов и фосфатидилглицеролов связаны с термочувствительностью Symbiodiniaceae, а также могут регулироваться кораллом организмом-хозяином. Все кораллы характеризуются своими специфическими особенностями липидома: холодноводные кораллы содержат фосфолипиды (ФЛ) с 20:1, 20:2, 20:3 и 22:1 жирными  кислотами; зоантария Palithoa tuberculosa, молекулярные виды фосфолипидов с 20:3, 22:2, 24:2, 24:3 и 24:4 ЖК; октокоралл Sinularia siaesensis гидроксилированные ФЛ с нечетными ЖК. В целом, липидомный подход дает более подробную информацию о липидном составе организма и позволяет провести точный  количественный анализ.

В работе обобщена вся накопленная к настоящему времени информация о молекулярных видах мембранных липидов кораллов из различных таксономических групп. Для всех кораллов характерны свои  специфические профили молекулярных видов липидов, которые зависят от различных факторов:  таксономического положения кораллов, экологических условий их обитания, вида симбиотических  динофлагеллят. У изученных кораллов основными липидами плазматической мембраны коралла-хозяина  являются алкилацильные формы ФЛ. Они содержат молекулы с нечетным числом  алкильных цепей и  жирные кислоты. Могут ли бактерии быть источником этих весьма многочисленных молекулярных видов липидов в кораллах?

Симбиотические динофлагелляты вносят свой вклад в общее число молекулярных липидов кораллов.  Структурные липиды фотосинтетического аппарата кораллово-симбиотических динофлагеллят содержат гликолипиды и фосфатидилглицерол. Показано, что соотношение и молекулярный профиль этих липидов связаны с термочувствительностью симбиотических динофлагеллят. Тем не менее, влияние хозяина коралла может быть значительным, о чем свидетельствует кластерный анализ, проведенный в настоящей работе.

Кроме того, эти липиды изученных кораллов содержат ЖК с нечетным числом атомов углерода, которые  ранее были обнаружены в бактериях. В тоже время, липид фосфатидилглицерол 16:1/19:2 является одним из основных молекулярных видов, обнаруженных в липидных экстрактах кораллов Acropora sp. и Millipora platyphylla. Кроме того, этот липид обнаружен в культивируемых симбиотических динофлагеллятах. Это подтверждает, что источником молекулярного вида в коралле, безусловно, являются симбиотические динофлагелляты.

ННЦМБ ДВО РАН