Чудо длинношеее. В обновленном геноме жирафа выявлены около 500 уникальных генов

Отличающая жирафа в животном мире длинная — двухметровая — шея обусловливает особенности физиологии его сердечно-сосудистой системы. Для нормального обеспечения кислородом удаленного от тела головного мозга жирафа его сердце должно качать кровь с давлением, превышающим нормальное человеческое давление в 2,5 раза. В обновленном геноме жирафа помимо прочих ранее неизвестных вариантов выявлены генетические изменения, позволяющие этому животному безбедно существовать с гипертонией. В первом геноме жирафа пятилетней давности новых для науки вариантов было 70, сейчас их около 500, и все они имеют отношение к уникальной физике жирафьего тела.

Ученые также воссоздали некоторые гены жирафа в мышах и изучили их работу в организме грызунов. Оказалось, что гены жирафа защищают мышей от гипертонии. Новое исследование провели ученые из Китая, Норвегии и Дании, оно опубликовано в журнале Science Advances. Авторы сравнивали гены самца жирафа Ротшильда  с генами 50 других млекопитающих. Большая часть выявленных только у жирафа мутаций затрагивает гены, связанные с работой сердечно-сосудистой системы, ростом костей и органами чувств.

Сфокусировавшись на гене FGFRL1, Дуглас Кавенер из Университета штата Пенсильвания и его коллеги обнаружили в нем семь уникальных мутаций. У людей и мышей мутации по этом гену связаны с сердечно-сосудистыми и скелетными дефектами. Для того чтобы узнать, как себя поведет вариант гена жирафа в чужом организме, авторы использовали редактор ДНК CRISPR и создали с его помощью в мышином гене FGFRL1 жирафью мутацию.

Как отмечает Sciencemag.org, у мышей не выросла длинная шея и не появилось явных изменений в сердечно-сосудистой системе. Но ученые решили посмотреть, как грызуны будут реагировать на высокое кровяное давление, нормальное для жирафа. Пяти из 10 модифицированных мышей, то есть получивших мутацию, как у жирафа, дали препарат, вызывающий повышение давления, и этот же препарат ввели пяти обычным мышам. У нормальных мышей развились гипертония и сопутствующие поражения почек и сердца, но все мутантные грызуны, получившие повышающий давление препарат, оставались здоровыми, их кровяное давление поднялось незначительно.

«Жирафий ген как-то помогает сердечно-сосудистой системе справляться с гипертонией, но мы пока не знаем, как именно»,

— говорит один из авторов, Расмус Хеллер из Копенгагенского университета.